Мягкий блеск «Мышьяка»
Глубокими доработками мотоциклов в Украине уже никого не удивишь, однако этот экземпляр – действительно уникален. Автор задумывал его как образец стопроцентного, ортодоксального чоппера*. |
Традиции истинных чопперов
1960-х годов в Украине мало кому известны. Поэтому работа началась с осознания
того, что помощи в творческом плане ждать будет не от кого.
За чистоту породы
Так получилось, что владелец будущего чоппера впервые сел за руль мотоцикла
на сорок восьмом году жизни. Ему настолько понравилось, что он буквально
«заболел» двухколесным транспортом. Но ездить на обычном стандартном мотоцикле
было неинтересно – купленный МТ-«одиночка» изначально подлежал разборке
и кардинальной переделке.
Поскольку будущему байку была отведена роль машины для души, все работы
по ее созданию владелец выполнял самостоятельно, привлекая специалистов
лишь для токарных и фрезерных работ. Эскизов и чертежей собралась целая
папка. Стремление к «велосипедной» легкости неприкрытой обтекателями конструкции
нужно было «увязать» с громоздким двигателем, а скудность местного авторынка
– с желанием достичь неповторимости. Первая версия машины создавалась
полтора года, но результат только наполовину удовлетворил создателя и
заказчика в одном лице: визуально мотоцикл казался недостаточно строгим
и «худым». И сегодня перед нами – его вторая версия.
Худой и злой
Готовых позаимствованных узлов на мотоцикле нет. Первым шагом реконструкции
стала беспощадная порезка «днепровской» рамы – до тех пор, пока от нее
не осталась только заводская табличка. Дальнейшие работы выполнялись на
стапеле – специально изготовленном стенде, где перед сваркой можно размещать
детали с большой точностью. Новые размеры элементов рамы определялись,
исходя из роста и веса водителя (185 см, 95 кг) и его представлений о
будущем облике мотоцикла. Самым трудным оказалось решить, каким сделать
рейк – угол наклона вилки: чтобы и каноны соблюсти, и комфортную работу
подвески обеспечить.
Каждое крыло изготавливалось в нескольких экземплярах, из которых потом
выбирался самый оптимальный вариант. Бак сделали небольшим. Его варили
из половинок бензобака от «Минска» первой модели. По аналогичной технологии
выполнено и заднее крыло, переднее же – результат обрезания аналогичной
детали от мопеда «Верховина». Оба крыла хотели расположить максимально
близко к покрышкам, поэтому заднее пришлось закрепить на вилке, и оно
качается вместе с колесом.
Руль – одна из уступок новым веяниям: он не «рогатый», а прямой. Однако
для сохранения вертикальной посадки водителя его подняли на двух кронштейнах.
С точки зрения механики
Этот мотоцикл кажется простым только на первый взгляд. 650-кубовый двигатель
КМЗ получил электронное зажигание с трамблером и коммутатором от «Таврии»
и двухвыводной катушкой от «Газели». Теперь мотор не только уверенно пускается
стартером, но и хорошо «крутится» на высоких оборотах, поскольку из системы
зажигания исключены механические контакты, «подвисающие» при высокой частоте
вращения. Степень сжатия увеличена (мотор работает на бензине А-95), глушители
заменили выгнутыми трубами. Для исключения вибраций двигатель крепится
к раме через «москвичевские» сайлент-блоки. «Похорошел» мотор и внешне
– с головок удалены ребра охлаждения, все поверхности отполированы (поскольку
двигатель теперь не нагружен коляской и вторым седоком, негативных последствий
уменьшения поверхностей охлаждения не отмечено).
Заднее колесо «отодвинулось» от мотора на 100 мм, вследствие чего карданный
вал хозяин сделал заново. А редуктор главной передачи с передаточным числом
от «одиночной» версии «Днепра» (без коляски) не претерпел изменений.
Перья передней вилки позаимствованы у кроссового CZ-516, а оба стягивающих
их мостика пришлось делать заново из стали-нержавейки (ширина – 250 мм).
Характеристики гидропневматических амортизаторов можно изменять, подкачивая
воздух компрессором или насосом со встроенным манометром. Амортизаторы
и пружины задней подвески остались прежними.
Замедляет гидравлика
Тормоза сзади полностью обновлены – установлен диск диаметром 240 мм
с суппортом от ВАЗ-2108, а качестве главного цилиндра задействован цилиндр
сцепления от ЗАЗ-968. Довольно мощный гидропривод при энергичном нажатии
на педаль способен заблокировать колесо, но сделать это можно только умышленно:
во-первых, случайной блокировке препятствует ширина покрышки, во-вторых,
гидравлика позволяет водителю плавно дозировать тормозное усилие.
Вопреки чопперским традициям на мотоцикле вскоре будет смонтирован и
передний тормоз. Диаметр его диска (он, как и задний, самодельный) – 280
мм, предусмотрен суппорт ижевского производства.
Придирчиво автор подошел и к подбору колес. Первоначально сзади пробовали
ставить «каток» от «Москвича-2141», но выглядел он недостаточно эффектно.
Поэтому вскоре его заменили литым диском с покрышкой Michelin 195/65 R15.
Поначалу мотоцикл эксплуатировался с передним колесом от Jawa для спидвея
с шиной Barum 2,75-23”, но его не удавалось совместить с тормозным диском.
Поэтому теперь спереди стоит колесо с иначе устроенной ступицей – аналогичное,
но диаметром 21”.
Фурнитура без подделок
Естественно, что при создании такого мотоцикла каждый элемент конструкции
рассматривался с эстетической точки зрения. Именно стилистические несоответствия
вынуждали владельца переделывать уже готовые детали и целые узлы. Особое
внимание уделялось мелочам – в облике машины все должно быть гармоничным.
Так, на мотоцикле установлены фары от боевого вертолета Ми-8 и оригинальное
сиденье. Ручной работы и выключатели на руле в точеных из нержавейки корпусах.
Из-за отсутствия поблизости мощных промышленных предприятий владельцу
было недоступно качественное гальваническое покрытие. Поэтому на мотоцикле
практически нет никеля и хрома. Все блестящие детали – нержавеющая сталь,
собственноручно отполированная хозяином.
Больше месяца ушло на роспись окрашенных поверхностей. Специально приглашенный
художник в присутствии заказчика творил эскиз за эскизом, используя в
качестве материала отвергнутые на начальном этапе конструирования экспериментальные
крылья, баки, детали экипажной части. Процесс аэрографии завершила надпись
«Мышьяк» на бензобаке: именно такое имя хозяин дал своей машине.
Неправильный вопрос
Первый вопрос зевак, увидевших этот мотоцикл: «Как быстро ездит?». Вопрос
неправильный. О чоппере нужно спрашивать: «Как ездит?».
«Мышьяк» везет своего седока, как надо. Он идет плавно и уверенно, сопровождая
движение ничем не сдерживаемым басовитым рокотом двух цилиндров. Смотреть
на несуществующий спидометр не хочется – смысл езды в другом…
| |
Чоппер «Мышьяк» |
|