X

Обходной маневр

Потребительский тест FM-модуляторов




Что объединяет владельцев стареньких машин, оборудованных
магнитолами, и собственников новейших иномарок с установленными в
них компьютеризированными штатными аудиосистемами? До недавнего времени
и те, и другие были лишены возможности слушать записи в МР3 формате.

Идея, которая давно
витала в воздухе, как всегда, оказалась гениально простой: кто-то наконец
придумал соединить простенькую автомагнитолу с CD- или МР3-плеером не
шнуром, а по радиоканалу. Не нужно ни гнезда в магнитоле (как правило,
отсутствующего), ни кабеля с разъемом, ни схем, согласующих аналоговый
усилитель «кассетника» с цифровым сигналом портативного носителя файлов.
В качестве посредника выступает скромное устройство, называемое FM-модулятором
или FM-трансмиттером. В наши руки попало несколько образцов таких изделий,
и все они, к сожалению, от неизвестных китайских производителей.

Как это работает

Чтобы основать у себя в салоне маленькую радиостанцию, в модулятор с
одной стороны нужно включить CD-плеер, флешку или даже iPod с жестким
диском, с другой… Собственно, с другой ничего не включается. То, что
записано в подключенном носителе, модулятор транслирует в эфир в FM-диапазоне
(радиус действия мини-передатчика – около 2 метров). Пользователю остается
только поймать сигнал тюнером магнитолы и слушать любимую музыку через
штатную акустическую систему автомобиля. Естественно, звук в салоне можно
настраивать, пользуясь органами управления «головы».


Все протестированные нами образцы позволяют выбрать радиочастоту, однако
в двух случаях придется ограничиться «списком», который определен производителем.
Настраивая магнитолу, из данного перечня нужно выбрать свободную FM-волну,
наименее засоренную помехами и наводками мощных станций (к примеру, в
Киеве это некоторые частоты в промежутке 95–99 мГц). Соответственно, на
ту же волну устанавливается и переключатель частот модулятора.

За и против

Преимущества устройств очевидны: при наличии в автомобиле самой примитивной
кассетной «головы» водитель получает возможность слушать музыку с дисков
– вплоть до многочасовых записей формата МР3. (Если, конечно, он уже имеет
доступ к компьютеру и купил соответствующий плеер (от 170 грн.), флешку
(от 70 грн.) или позаимствовал подобный «гаджет» у собственного продвинутого
чада.) Но кое в чем FM-модуляторы проигрывают «дисковым» головным устройствам.


Первое препятствие к их широкому распространению – цена. При стоимости
модуляторов в $20–40 самые дешевые автомобильные МР3-ресиверы (безымянные,
но вполне работоспособные) обойдутся ненамного дороже – $70. Оставляет
желать лучшего и качество воспроизведения, традиционно невысокое для радиоканала
да еще и зависящее от условий конкретного города. Во многих автомобилях
установленный модулятор мешает пассажирам, провода путаются, а покидая
машину, владельцу придется все это «хозяйство» прятать от недобрых глаз!


Но главное, что нас смутило, – качество изготовления: его можно назвать
типично «китайским». Возможно, модуляторы от известных производителей
(если таковые появятся в продаже) наверняка понравятся нам больше.

Резюме

И все же, независимо от типа и качества исполнения, FM-модуляторы полезны
не только с технической точки зрения. Подобного рода устройства можно
считать социальным явлением: они позволяют пользователю всегда носить
с собой подборку своей любимой музыки, чтобы оставаться верным себе.

 Альтернатива


Впроизводственной
программе фирмы Kenwood есть устройство KOS-A200 с функциями,
аналогичными «эфирным» FM-модуляторам. Кроме портативного
плеера, к нему можно подключать флеш-карту, iPod и CD-чейнджер.
С тюнером штатной аудиосистемы KOS-A200 сообщается не по радиоканалу,
а по кабелю, подключаемому к антенному гнезду. FM-модулятор
KOS-A200 предназначен для автомобилей, штатное головное устройство
которых интегрировано в торпедо таким образом, что его нельзя
заменить.


 Образец № 1


Устройство
позволяет подключать к магнитоле внешний источник музыки через
гнездо стандарта мини-джек. Форма корпуса такова, что устройство
остается доступным и хорошо видимым при расположении прикуривателя
практически в любом месте торпедо. Информация о выбранной
частоте отображается на хорошо читаемом дисплее с подсветкой,
перед которым расположены вполне удобные кнопки управления.
Главное преимущество перед аналогами – возможность установки
любой частоты. Выявить существенные недостатки в его работе
за несколько дней эксплуатации не удалось – разве что витой
соединительный шнур мог бы быть не таким жестким и тяжелым.


 Образец № 2


Данный
модулятор полезнее предыдущего – он может «взаимодействовать»
не только с плеерами, но и с флеш-картами, для чего имеется
USB-порт. Этот же порт может служить источником питания для
MP3-плеера.


Серьезный минус – выбор радиоволн не свободный, а заранее
определенный конструкторами. К тому же частоты собраны в две
плотные группы (88,1-88,9 мГц и 106,7 – 107,9 мГц), что при
наличии мощного городского фона помех ограничивает возможность
выбора «чистого» канала. Настраивать канал по светодиодному
индикатору неудобно – нужно все время обращаться к таблице,
расположенной на противоположной стороне корпуса. После четверти
часа работы устройство нагревается и начинает искажать низкие
частоты – это свидетельство конструктивного просчета разработчиков.


 Образец № 3


Универсальный
модулятор с питанием от двух батареек, способный работать
не только в машине, но и рядом с ней, дома, в офисе – везде,
где есть FM-тюнер. Для соединения с источником сигнала есть
только гнездо мини-джек. Преимущество независимого питания
проявилось и в автомобиле: вместе с МР3-плеером модулятор
можно положить в «бардачок» или в карман, чтобы этот опутанный
кабелем «тандем» не мешал в районе торпедо. К сожалению, работоспособность
попавшего на испытания образца оказалась ограниченной. Из-за
низкого качества трансляции слушать музыку с плеера было невозможно,
хотя для испытания мы выбрали автомобиль с активной внутренней
антенной.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка и Kenwood