Розовый слон
Мода на прочность, монументальность и нарочитую аскетичность породила внедорожники типа Defender и Hummer. Но есть мужчины, для которых и такой транспорт не очень серьезен. Они выбирают себе машины в арсеналах бронетанковых войск. |
На момент, когда БРДМ-2
покупал поклонник несокрушимой техники из города Чернигова, автомобиль
уже был демилитаризован. После списания с него сняли вооружение и оснащение
сугубо боевого назначения. В базовом армейском варианте машина имела минимум
предусмотренного Правилами дорожного движения оборудования – светотехнику,
зеркала, сигнал. Этого было недостаточно для регулярной эксплуатации «броневика»
на дорогах общего пользования.
Помимо того, требовалось улучшить обзорность, обеспечить более удобную
посадку и высадку пассажиров. Внутреннее пространство желательно было
сделать не таким аскетичным, а внешность – не столь устрашающей.
Больше света
Кроме башни, бронеавтомобиль безжалостно избавили и от других ненужных
частей. Так, с рубки над боевым отделением (центральной частью корпуса)
срезали крышу. Теперь в салон можно попасть не через пару узких люков
в «потолке», а через проходы по обоим бортам. При этом полностью открытым
вчерашний полковой разведчик не стал: крыша представляет собой ролеты,
убирающиеся в мощную продольную балку над салоном. Получился своего рода
кузов тарга.
На месте бывшего боевого отделения устроили пассажирский салон с десятью
посадочными местами (хотя при надобности здесь поместятся и 16 человек).
Его стены и пол обшили дубом, из этого же дерева сделали широкие скамьи
с откидными спинками, заменяющие диваны.
В передней части, где в боевой машине было отделение управления, обустроили
ходовую рубку. Исходя из нового, мирного предназначения амфибии, позаботились
об улучшении обзорности. В лобовой броне вырезали три окна, которые застеклили
специально изготовленным триплексом толщиной 16 мм – чтобы мог выдержать
удары волн. Несмотря на то, что маленькие круглые зеркала заменили более
крупными, обзор задней полусферы остался ограниченным из-за размещенного
на корме силового отделения. Вопрос решили способом, недоступным конструкторам
БРДМ полстолетия назад – с помощью укрепленной на срезе кормы видеокамеры
и монитора, расположенного над лобовым стеклом около водителя. Его рабочее
место не претерпело серьезных изменений, разве что торпедо и руль обшили
тем же дубом, сиденья перетянули кожей да добавили несколько новых приборов.
В конструкцию силового агрегата не вмешивались, а вот ходовую часть
слегка упростили. Демонтировали две пары опускающихся колес, которые помогали
преодолевать рвы и окопы, а освободившееся место в обоих бортах корпуса
«отдали» шести газовым баллонам. Благодаря этому бронеавтомобиль стал
многотопливным, а его суммарный запас хода увеличился с базовых 750 до
1000 км.
Масштабы разные
На дороге, среди обычных машин, амфибия выглядит неправдоподобно большой
– как будто среди игрушечных автомобильчиков вдруг оказалась моделька,
выполненная в другом масштабе.
…Могучий рев неторопливой карбюраторной «восьмерки», усиленный бронированной
коробкой, отстает от машины, увлекаемой вперед 140 «лошадьми». Броневик
уверенно движется во втором-третьем рядах со скоростью 80 – 90 км/ч. Из
уютного пассажирского салона с некоторым сочувствием смотрим на водителя,
сидящего впереди и немного ниже нас. Наверное, нелегко управлять таким
громоздким транспортом в городской толчее?
– Никаких проблем! – отвечает владелец, снисходительно улыбаясь. – Все
вокруг такие вежливые, никто не подрезает и не пытается «затереть» в пробке.
За три года эксплуатации – ни одного ДТП. Во всяком случае, мы не замечали.
На Московский проспект в Киеве мы действительно выехали легко, по загруженному
машинами мосту двигались в своем темпе, как президентский кортеж – впереди
все время было свободное место. Комфортность движения не снизилась и после
съезда на разбитую второстепенную дорогу: благодаря огромным колесам неровности
совсем не ощущаются.
Ходить по воде
Переход амфибии из статуса сухопутного ТС в водоплавающее происходит
не в мгновение ока. Подъехав к воде, машина (еще автомобиль) замирает.
Первое обязательное условие – осмотреться. Чтобы не наехать на загорающих
дачников, не наскочить на обрывистый бережок, не утащить в речку, нечаянно
зацепив, ближайшее дерево или куст. Переводим большую ручку слева от руля
в положение «море» и происходит превращение. Гидравлика поднимает волноотбойник,
открывает люк водомета, электропривод закрывает жалюзи моторного отсека
– и только радиатор увеличенного объема спасает плотно закапотированный
двигатель от перегрева на воде.
И вот мы уже не в автомобиле, а на борту судна. Несмотря на поднятый
щиток-волноотражатель, при спуске на воду высокая волна накрывает капот
и пенится на лобовом стекле. Когда смотришь из пассажирского салона, это
напоминает поведение подводной лодки при команде «Срочное погружение!».
Вот вода скрыла весь капот, залила такие бесполезные дворники и взбирается
все выше по лобовому стеклу… Когда колеса теряют контакт с дном, судно
выравнивается и слегка задирает нос (мотор и трансмиссию не зря расположили
сзади). Волна отступила – плывем!
Поначалу страшновато – плывем-то на махине, сваренной не из алюминия,
а из листовой уральской брони – но через минуту становится понятно, что
это только плюс. Самые большие волны от прошедшей рядом большой баржи
не могут раскачать шеститонную БРДМ на плаву. И только водитель флегматично
произносит:
– Раскачать ее могут лишь пассажиры, когда от избытка впечатлений начинают
бегать по носу и корме.
Впечатлений на самом деле много, да и побегать на монолитном корпусе
действительно есть где. Но гораздо интереснее понаблюдать за скоростью
перемещения, которая из-за близости воды кажется весьма ощутимой. Экипаж
катера водной милиции, заинтересовавшись плывущим объектом, утлым суденышком
тянулся на фоне нашей брони, но вскоре отстал. На воде, оказывается, существуют
свои ПДД, но, видимо, наш водитель, ставший на время капитаном, их не
нарушал.
Серьезная проблема для всех «земноводных» – выезд на берег. Пляж для
этого подходит лучше всего, и, направив судно (пока еще) к берегу, рулевой
включает вторую передачу и полный привод. Легкий толчок колес о дно пляжа
воспринимается с некоторым сожалением – плавать на автомобиле было интересно.
Впрочем, капитан нас тут же поправил: моряки по воде не плавают, а ходят!
На правах грузовика
Как все, что создавалось для Советской Армии, этот бронированный автомобиль
прост в обслуживании и ремонте. Проблем с запчастями пока не возникало:
расходники подходят от гражданских грузовиков, а подшипники и тому подобные
детали используются стандартные. Некоторые трудности, правда, возникли,
когда владелец захотел обзавестись комплектом шоссейной «резины» в дополнение
к имеющимся внедорожным шинам. Дефицитом оказались не покрышки, а оригинальные
составные диски. Впрочем, эта проблема скоро будет решена.
Однако неправильно считать, что тюнингованный БРДМ хорош как транспорт
на каждый день. Возить с собой двое «прав» (автомобильные категории С
и водные) несложно, но вот объяснять практически каждому инспектору ГАИ,
что ежегодный техосмотр бронеавтомобиль прошел на правах грузовика, несколько
утомительно. В строгом костюме или узкой юбке занимать место в автомобиле
сложновато, а зимой немало времени уходит на прогрев двигателя и просторного
салона…
Все это справедливо, но стоит вспомнить могучий гул двигателя под бронированным
капотом и хруст камыша, сминаемого корпусом и широкими колесами, как хочется
снова и снова пережить это чувство уверенности и власти над бездорожьем.
Амфибия на базе БРДМ-2 |
|