X

ВАЗ 2108: Сильный, но легкий

ВАЗ-2108



В прошлом спецвыпуске «Звук и Тюнинг» мы рассказывали
о том, что необходимо для превращения обычной «восьмерки» в ралликар
и сколько это стоит. А теперь более подробно остановимся на том, как
это сделать. Начнем с модернизации кузова и установки каркаса безопасности.

Работу следует строить
по двум направлениям: облегчение и усиление. Главное – не переусердствовать,
то есть не переступить черту дозволенного, иначе на первой же технической
комиссии ваше творение завернут на доработку. Используйте принцип «Семь
раз отмерь – один отрежь», постоянно сверяя свои намерения и творческие
находки с соответствующей документацией: приложением «J» спортивного кодекса
ФИА (международной автофедерации) и «восьмерочной» картой омологации №
45–54.


В любом случае объяснить на пальцах все нюансы весьма затруднительно,
поэтому самое разумное – очные ставки с заслуживающими доверия специалистами
и подробнейшая фотосессия прилично сделанной машины. В идеале – построенной
заводскими умельцами.


Абсолютное большинство отечественных гонщиков предпочитают покупать
фирменные каркасы безопасности и доверяют их установку специалистам –
слишком уж хлопотное и ответственное это дело. Ведь «трубы» не только
защищают экипаж в случае опрокидывания машины, но и являются основным
силовым элементом автомобиля. Любая «клетка» обязана иметь омологацию
ФИА или сертификацию ФАУ, подтвержденную соответствующим документом с
фотографией каркаса и печатью федерации.


Но если вы уверены в своих сталелитейных познаниях и сварочной квалификации
– дерзайте.

Материал

Прежде всего нужно определиться с материалом для каркаса. Сталь должна
отвечать требованиям ГОСТа 8733 (временное сопротивление на разрыв не
менее 45 кг/мм кв.). Излюбленный вариант заводских команд – хромомолибденовые
стали 18ХМ, 20ХМ и 25ХМ – для нас не самый оптимальный выбор из-за их
дороговизны и «редковстречаемости» в родных пенатах. Самый распространенный
у нас вариант – 35-я сталь, наиболее дешевая и для украинцев самая доступная.
Один из двух заводов, изготавливающих ее на территории бывшего СССР, –
никопольский. Для каркаса необходим непрерывный 20–25-метровый отрезок
холоднотянутой бесшовной трубы круглого сечения диаметром 38 мм и толщиной
стенки 2,5 мм. Как вариант – труба диаметром 40 мм и толщиной 2 мм. Изготовление
каркаса из отрезков разных труб, соединенных сваркой или другими способами,
не допускается.

По нормативам, после «крыши» в гонке
или на тренировочных заездах, дуги, как и ремни безопасности,
нужно менять. Правда, у нас на это закрывают глаза и спортсмены,
и судьи.

Спасительная клетка

Каркас безопасности состоит из двух основных дуг, соединенных распорками.
Изгибы должны быть плавными, без складок и смятия стенок, сварка элементов
– с полной проваркой швов. Учтите, что трубы тонкостенные и перед гибкой
их необходимо заполнить сухим песком. Если этого не сделать, на сгибах
труба сплющится. Греть автогеном сгибы нельзя – появляются гофры и прочность
материала снижается.


Основные дуги должны быть расположены как можно ближе к крыше, чтобы
ограничить ее смятие при опрокидывании. Распорки следует крепить как можно
ближе к верхним частям дуг. Максимальный угол, образуемый такой распоркой
с порогом кузова, не должен превышать 15°. Распорки следует устанавливать
на расстоянии не более 1/3 полной высоты двери от порога кузова. Единственное
разрешенное отверстие (Ж4 мм) в дугах – для контроля толщины стенок.

 Ломать – не
строить

Доводка кузова начинается с демонтажа
кресел и заднего дивана, ковриков, потолочной и дверных панелей,
салонной обивки и шумоизоляционных матов, соскребания антикоррозийной
мастики. Затем вырезаются все внутренности из торпедо и все
лишнее «железо», не «отвечающее» за жесткость конструкции.
Одновременно усиливаются нижняя поперечина, пол, где выходит
рычаг коробки передач, места крепления рулевой рейки, передних
стоек (верхние точки), брызговиков (к щиту мотора) и задней
балки (через втулки), опоры двигателя и боковой опоры КП.
После вытяжки «ушедшие» лонжероны провариваются фигурным листом,
так как любые изменения сильно ослабляют конструкцию.

Сергей Суховский
Фото автора и Андрея Яцуляка