X

ЗАЗ 965: Для физиков и лириков

ЗАЗ-965











Это не страшный сон бдительных гаишников – это реальность.
Самое удивительное, что замыслил «оторванную» машинку законопослушный
гражданин, живущий в провинциальном городке и вряд ли помышляющий
о победах в «стритрейсинге».

Накопив к середине 1990-х
годов 250 долларов, почтенный отец семейства купил с рук ЗАЗ-965. Машина
понравилась, и даже очень – можно было ездить на работу, в магазин и за
город. Мелкие проблемы типа выпадавших пальцев рулевых тяг и переливающего
карбюратора владелец решал радикально, устанавливая новые, более современные
узлы. Так же он поступил и с двигателем, потребовавшим капремонта уже
на 50 тыс. км пробега.

Пересадка «сердца» обошлась в несколько раз дороже самой машины, но
чего не сделаешь ради семьи, нуждающейся в простом и удобном транспорте!
Лучшее, что можно было приобрести в то время, – полуторалитровый мотор
ВАЗ-2108 вместе с 5-ступенчатой КПП. Сомнения в сторону – берем только
«самое-самое». Удар по семейному бюджету было обещано компенсировать сохранением
заднего сиденья.

Чтобы обеспечить удобный доступ к мотору со стороны капота, двигатель
нужно было ставить свечами наружу. Направление вращения полуосей выходило
«неправильным»: машина получила пять передач назад и только одну вперед.
Если сделать трансмиссию общепринятой (передних передач больше, чем задних),
то доступ ко всем системам мотора был бы возможен только из салона. Это
плохо вязалось с концепцией сохранения заднего дивана. В лучшем случае
чисто мужское понятие «порыться под капотом» грозило трансформироваться
в несолидное «порыться под диваном».

И рядную «четверку» все же поставили под капотом свечами наружу. Для
этого пришлось вспомнить о том, что на опытных образцах первых прототипов
965-го стояли колесные редукторы. Сделали их и сорок пять лет спустя –
на основе стандартных подшипников и шестеренок от «уазовской» КПП.

Машинка получилась ничего себе – крейсерская скорость равняется 130
км/ч, а максимальная – далеко за 200 (ее определили расчетным путем).
С места до «сотни» автомобиль «рвет» за 10 секунд. Но сначала он порвал
несколько родных «зазовских» полуосей. После чего их, оставаясь последовательным,
владелец заменил эксклюзивными деталями специального изготовления. Что
в очереди на замену – он пока сказать не готов…

 Спецификация

Экстерьер. Внешние изменения «Запорожца» связаны, в первую
очередь, с адаптацией кузова под новый двигатель, поскольку
смещенная назад задняя ось потребовала переноса и расширения
колесных арок. Узкая и тонкая панель, соединяющая задние крылья,
заменена коробчатой балкой, которая одновременно служит корпусом
глушителя. Кроме того, налицо и некоторые чисто «косметические»
усовершенствования: передний стеклопластиковый бампер с «губой»
и расширители колесных арок. Капот (напомним, он сзади) получил
спойлер и обширные жалюзи на всю ширину, а задние фонари вместо
плафона прикрыли отдельными «глазками».

Интерьер. Салон отделан заново – с применением фабричных
и самодельных деталей. Сиденья и потолок – от ВАЗ-2108, комбинация
приборов – от VW Golf, руль и подрулевой переключатель – от
Ford Scorpio. Мелкие детали интерьера подбирались по месту
– от отечественных и иностранных машин.

Двигатель. Подвеска силового агрегата организована на переделанных
«вазовских» опорах. Система охлаждения сначала состояла из
радиатора от отопителя Ford, размещенного рядом с двигателем,
затем к нему добавился еще один (от «Таврии») – в передней
части багажника. Но нормальный тепловой режим смог обеспечить
только большой радиатор от дизельного Ford, смонтированный
в багажнике. Он же является теплообменником отопителя; нагретый
воздух забирается в салон из полости за радиатором в багажном
отсеке.

Трансмиссия. 5-ступенчатая КПП ВАЗ-2108 соединена с колесами
через изготовленные на заказ полуоси и «восьмерочные» ШРУСы.
Поскольку двигатель оказался развернутым на 180° относительно
своего нормального расположения на «Самаре», для сохранения
прежней схемы переключения передач потребовалось установить
другую кулису – от Toyota. Повышающие колесные редукторы самостоятельного
изготовления (передаточное число 1,25) изменяют направление
вращения колес. Чтобы избежать сложностей с уплотнением валов,
корпуса редукторов заполнены не маслом, а консистентной смазкой.

Ходовая часть. Передняя подвеска осталась штатной, только
поворотные цапфы и торсионы заменили аналогичными деталями
от ЗАЗ-968. Рычаги задней подвески для стыковки с полуосями
удлинили, и база увеличилась на 80 мм. Точки крепления рычагов
при этом остались на местах. Задние упругие элементы – усиленные
«запорожские» пружины, работающие в паре с амортизаторами
ВАЗ. Тормозные механизмы задних колес – дисковые от ВАЗ-2108,
спереди остались родные барабаны. Поскольку задняя ось хорошо
загружена, преждевременная блокировка задних колес наступает
только при гололеде. Стояночный тормоз – на задние колеса,
с механическим приводом. Рулевой механизм штатный, но трапеция
перестроена под более долговечные шарниры от «Москвича-412».
Диски передних колес собраны из ободов Ford (ширина 7 и диаметр
13 дюймов) и собственно дисков с отверстиями под «зазовские»
шпильки крепления. На «передок» обуты шины 175/50 R13, на
литые диски «задка» – 195/70 R15.

Игорь Широкун
Фото Сергея Кузьмича

Тюнинг автомобиля выполнил Василий Перминов, г. Горловка