ЗАЗ 965: Сердца трех
Те моторы, с которыми ЗАЗ-965 сходили с конвейера в далекие «шестидесятые», давно и многократно выработали свой ресурс. Нынешние владельцы «горбатых» вынуждены устанавливать своим любимцам новые «сердца». Самые доступные из них – отечественного производства. |
Двигатель МеМЗ-966 Г, 887 см3, 27 л.с.
Первый вариант – V-образная четверка воздушного охлаждения объемом 887
см3 мощностью 27 л. с. (МеМЗ-966Г) с «родной» КПП. Динамика «горбатика»
с этим мотором далека от идеала, но для городской езды вполне подойдет.
Правда, для того, чтобы держаться в потоке, понадобится постоянно выкручивать
мотор почти до предельных оборотов и активно работать рычагом передач.
Максимальная скорость – 110 км/ч, но в таком темпе можно ехать не более
10 минут, так как мотор, работая на пределе своих возможностей, быстро
перегревается.
В обслуживании данный двигатель совсем недешев, хотя воздушный и масляный
фильтры здесь требуют не замены, а периодической промывки. Высокая стоимость
обслуживания напрямую связана с надежностью мотора. Например, его пробег
до «капиталки» в среднем составляет не более 40 тыс. км. А ведь это почти
сравнимо с межсервисным пробегом некоторых современных иномарок. К тому
же стоимость определенных моторных запчастей порой даже выше, чем современных
«таврических», например, коленвал стоит 250 грн. (на «Таврию» – 180 грн.).
Расход топлива трасса/город – 4,5/6 литров. К качеству топлива мотор
не очень требователен, так как рассчитан на применение бензина А-72, которого
давно нет в продаже.
Тюнинг данного агрегата возможен, но он уменьшает и без того небольшой
моторесурс. Такой мотор удавалось «раскачать» до 45 л. с., но его ресурс
снижался до 10 тыс. км.
|
|
Двигатель МеМЗ-968, 1197 см3, 40 л.с.
Второй вариант мотора – также V4 воздушного охлаждения объемом 1,2 л
и мощностью 40 л. с. (МеМЗ-968) от («младшего брата») ЗАЗ-968М. Для его
«имплантации» понадобились замена КПП вместе с полуосями (также от 968-й
модели), небольшие изменения в кузове и модифицированные вилки полуосей.
Прибавка в 13 л. с. положительно сказывается на динамике. Теперь с таким
«сердцем» можно даже «позажигать» на светофорах, оставляя за собой заднеприводные
ВАЗы и некоторые иномарки, правда, лишь на первых метрах, пока не придется
включить 3-ю передачу – на ней автомобиль теряет резвость и разгоняется
хуже.
Больший крутящий момент (76 Нм при 2700 – 2900 об/мин.) позволяет меньше
переключаться при езде в городе, а на четвертой передаче разгоняться можно
уже с 40 км/ч. На крутых и затяжных подъемах, там, где автомобиль со стандартным
мотором начинает «намекать» на 2-ю передачу, «сороковка» уверенно тянет
на 4-й.
А вот максимальная скорость автомобиля, в отличие от разгонной динамики,
возросла ненамного и теперь составляет 130 км/ч. Хотя и на этом моторе
все из-за тех же проблем с перегревом двигаться с такой скоростью долго
не получится. Крейсерская скорость машины теперь равняется 110 км/ч.
Надежность и моторесурс у данного агрегата на порядок выше, чем у родного
мотора. Так, в среднем при надлежащем техобслуживании до «капиталки» такой
двигатель выхаживает 100 тыс. км.
Немного возрос и расход топлива – теперь он составляет 6 л на трассе
и 8 л в городе на 100 км пробега. К качеству топлива данный агрегат также
не требователен и рассчитан на применение бензина А-76.
Тюнингу «сороковка» поддается гораздо легче: увеличить рабочий объем
двигателя можно путем расточки гильз под «жигулевскую» поршневую, установкой
другого впускного коллектора под 2-камерный карбюратор и заводских проточенных
головок цилиндров (данные головки применялись в серийных 50-сильных моторах
МеМЗ-968Б).
|
|
|
Двигатель МеМЗ-245, 1091 см3, 53 л.с.
Третий и последний вариант – это мотор от последнего поколения «ЗАЗа»,
«Таврии» объемом 1,1 л и мощностью 53 л. с. Крутящий момент теперь составляет
80,4 Нм. Для установки этого двигателя на «горбатый» понадобится изготовить
специальный переходник, чтобы соединить мотор и КПП. А также, как и в
автомобиле с 1,2-литровым «воздушником», использовать КПП от ЗАЗ-968М.
Кроме этого, придется переделать крепление коробки к кузову. Для имплантации
«тавромотора» в кузов «жужика» в стенке моторного отсека необходимо вырезать
отверстие для распределителя зажигания и верхнего патрубка охлаждения
двигателя. Радиатор охлаждения размещается справа вплотную к воздуховоду
и, как показала практика эксплуатации, его лучше со всех сторон закрыть
щитками, а на левый воздуховод установить дополнительный небольшой радиатор
(например, от печки «жигулей»). Конечно же, идеальный вариант – разместить
радиатор спереди, но для этого потребуется изуродовать «лицо» автомобиля.
Езда с таким мотором доставляет настоящее удовольствие. Для автомобиля
весом до 700 кг 53-х «лошадок» вполне хватает. Максимальная скорость возросла
до 140 км/ч. Еще один существенный плюс двигателя водяного охлаждения
– это возможность установки «нормального» отопителя (у «Запорожца» он
бензиновый и довольно капризный).
Данный двигатель показывает свой характер на «верхах», поэтому для динамичного
разгона нужно выкручивать мотор до близких к максимальным оборотов.
Моторесурс данного двигателя составляет около 150 тыс. км, что существенно
выше, чем у «воздушных» собратьев. А вот расход топлива немного меньше,
чем у «сороковки».
Еще одним существенным плюсом данного мотора является его ремонтопригодность
и малая стоимость запчастей. К тому же это наиболее приемлемый для тюнинга
агрегат. Ведь на данном моторе можно не только увеличить объем до 1,2
л (58 л. с.) или 1,3 л, тем самым доведя мощность до 63 л. с., но и установить
массу тюнингованных деталей, например, спортивный распредвал, облегченные
шатуны, клапаны и многое другое. При большом желании и наличии необходимых
средств мощность двигателя можно довести до 100 л. с.
|
|
|