X

Готовим свет к зиме: автолампы и ДХО

Для безопасной езды зимой нужно немного: резина по сезону и хороший свет. Переобуться мы не забываем, а поменять автолампы и привести в порядок оптику?

Звездный час для хорошей оптики уже пришел: короткий день, непроглядная тьма ночей, однородно-черная от влаги дорога и… осознание того, что твои фары не могут помочь тебе.

А ведь должны! Начало зимы – самое время проверить светотехнику и может быть, примериться к новым приборам освещения.

Инспекция света

Фары тускнеют постепенно, и водитель, постоянно пользующийся данным автомобилем, этого практически не замечает. И только однажды зимой, после вечерней поездки в плохую погоду, водителю вдруг приходят в голову мысли о ксеноне, о дополнительных фарах или как минимум о лампах с повышенной светоотдачей типа Philips Vision Plus +  60 % или X-treme Vision + 130 %.

Идея с лампами категории «плюс» в самом деле хороша (а Philips в запчасти других и не поставляет), но на самом деле прежде всего стоит проверить фары – первопричина потускневшего света может быть в каких-то их проблемах. Из-за падения напряжения на окислившихся контактах разъемов любая лампа будет светить слабее. Часто причина потускнения – в нарушении контакта «массы» фары. Точно так же влияет на яркость освещения и помутневшее стекло, точнее, прозрачный пластиковый колпак, поскольку натуральное стекло сейчас редкость. Контакты нужно промыть и очистить, помутневший пластик в некоторых случаях удается отполировать, вернув ему прозрачность (к слову, у того же Philips на этот случай есть специальный комплект для самостоятельной полировки Headlight Restoration Kit). Но если вы (или предыдущий владелец машины) применяли дешевые низкокачественные автолампы без ультрафиолетового фильтра в стекле колбы, пластик может помутнеть не на поверхности, а в своей толще. Вернуть ему прозрачность в таком случае уже вряд ли удастся.

Вообще-то, проверить, насколько яркость фар отвечает стандартам, можно на любой серьезной СТО, где есть приборы для регулировки фар. Тем более, если у вас появилось ощущение, что фары светят как-то не так, заехать на проверку регулировки вам все равно придется: зачастую одна только корректировка лучей помогает заметно исправить ситуацию.

Совсем плохо дело, если в ваших фарах – в результате старения или по каким-то иным причинам – пришло в негодность отражающее покрытие рефлектора. В таком случае придется менять фару (фары) в сборе.

Берегите ближний

Еще один важный аспект, о котором нам теперь приходится упоминать постоянно – необходимость в зимнее время днем двигаться с включенным ближним светом. Тут есть несколько осложняющих аспектов.

Во-первых, правила обязывают водителей включать свет за пределами населенного пункта, и многие из нас временами забывают это делать – за что и приходится расплачиваться штрафом. Во-вторых, езда днем с огнем требует чаще менять автолампы, поскольку так они быстрее вырабатывают свой ресурс – а это, как ни  крути, дополнительные и весьма заметные для многих из нас расходы. И наконец, в третьих: если не выключать ближний свет и в городе (а многие делают это в целях повышения безопасности движения), то время от времени вам придется подзаряжать аккумулятор от сетевого зарядного устройства. Поскольку мощность, потребляемая автолампами накаливания на ближнем свете, суммарно превышает 100 Вт, которые генератор не всегда может компенсировать – например, на холостом ходу, при большом количестве включенных других потребителей на борту.

Решение всех вышеприведенных проблем – светодиодные ходовые огни (ДХО, они же DRL), которые освобождают фары ближнего света от «повинности» работать в качестве ДХО. Ими оснащены практически все современные легковые автомобили, но на машинах прежних лет выпуска их нет. В продаже встречается достаточно самых разных LED-фонарей для использования в качестве ходовых огней, но стоит покупать  прежде всего те, которые соответствуют всемирно признанным Правилам ЕЭК ООН № 48. Помимо юридического аспекта, такие ДХО лучше дешевых китайских аналогов с точки зрения безопасности и долговечности.

Например, огни Philips DayLight 9 заметно ярче штатных фар (900 Кандел против 300 Кандел), их свет заметен с разных направлений. Важно, что они потребляют меньше энергии (порядка 14 Вт против 110 Вт у ламп), и при том долговечны – производитель обещает срок службы на уровне срока службы самого автомобиля.  Для тех водителей, которые владеют минимальными слесарными навыками, существуют комплекты для быстрого самостоятельного монтажа фонарей к бамперу или радиаторной решетке (например, у Philips это DayLight Guide).

Габаритные тонкости

Наконец, коль уж мы говорим о езде зимой, в сезон, когда в сутках преобладает темное время, нужно проверить исправность прочей светотехники – габаритных огней и противотуманок, как передних, так и задних. Дело в том, что свет этих огней водителю с его места практически не заметен, и бывает, что автомобиль довольно долго ездит с перегоревшей лампой в одним из вышеупомянутых фонарей.

А в зимнее время по понятным причинам вероятность пострадать из-за этого существенно возрастает. Не забудьте также о лампах освещения номерного знака. На многих современных авто о перегоревшей автолампе просигнализирует борткомпьютер, но на моделях попроще и постарше такой подсказки нет, и поэтому водителю нужно будет все проверить самому.