X

Сервис электромобилей в Украине – реалии и перспективы

В рамках выставки «АвтоТехСервис 2019» в Киеве прошла конференция, на которой обсуждались актуальные вопросы, связанные с развитием сервиса электромобилей в Украине.

В Киеве на специализированной выставке «АвтоТехСервис», которая проходит на территории МВЦ с 29 мая по 01 июня, прошла интересная конференция «Рождение и развитие отрасли сервиса и ремонта электромобилей». Представители министерств и ведомств, руководители компаний, а также ведущие специалисты рассказали о том, как же будет развиваться инфраструктура электромобилей в Украине в ближайшие годы.

Конференция была организована в рамках экспозиции EcoDriveTech при поддержке портала AB.UA, журнала «Автоцентр» и телеканала «Первый автомобильный».

Игорь Диденко
Народный депутат Украины, Комитет по вопросам транспорта
Стимулирование импорта электромобилей в нашу страну уже принесло свои плоды. Теперь предстоит пройти еще четыре этапа развития. Необходима законодательная база, регламентирующая эксплуатацию электромобилей. Сегодня отсутствует система сервиса таких транспортных средств, потому что нет стандартов. Станции техосмотра сегодня еще не готовы к электромобилям.

Государство должно стимулировать производство электромобилей, чтобы в Украину пришли компании. Для этого бизнесу нужны привилегии. Также необходимо развивать месторождения для изготовления аккумуляторов особого типа.

Правильная эксплуатация позволит снизить аварийность на дорогах. Ведь главными причинами ДТП сегодня являются: скорость, алкоголь и мобильные телефоны. Наезды на пешеходов в 40% случаях происходят из-за превышения скорости. И здесь можно привести опыт Израиля, который обязал все автомобили оснастить активными средствами контроля, помогающими избежать ДТП.

В рамках Государственной стратегии безопасности движения необходимо создать службу спасения 112, в частности с функцией автоматического вызова в случае ДТП. И на это заложены средства в размере 9 – 12 млн. грн. Однако дело тормозит отсутствие институции безопасности, поэтому очень важно на сегодняшний день создать Агентство по безопасности дорожного движения.

Если говорить о механизмах развития производства зарядных станций, то его необходимо стимулировать снижением тарифов. Должно работать государственно-частное партнерство и в этом важную роль должно играть Министерство инфраструктуры. А сегодня мы видим поддержку только общественности и отдельных депутатов.

Александр Туз
Национальная Академия Наук Украины
В Великобритании количество заправочных станций для электромобилей превысило число обычных АЗС. То же самое ожидание и Германию в 202O году. Что же касается Украины, то в 2019 году рынок электромобилей составит 20 тысяч ед., а в ближайшие три года приблизится к 100 тыс. ед. И все это – благодаря льготам при растаможке. По статистике один владелец электромобиля за свою жизнь «подсаживает» на электромобили от 30 до 40 человек. Сегодня нужно, чтобы все госучреждения также пересели на этот экологический вид транспорта. Тем более, что водители таких машин едут медленнее, чтобы экономить батарею, а соответственно уменьшается риск ДТП.

С ростом числа электромобилей в Украине нужно увеличивать и количество зарядных станций. Надеемся, что скоро у нас появятся супер-быстрые зарядки для Tesla на 250 кВт – ведь электрокаров этой марки в Украине уже свыше 1700 ед. Надеемся также на активность концерна Volkswagen, который сможет установить станции мощностью до 100 кВт. Напомним, что сегодня сеть зарядных станций для электромобилей в основном состоит из 20-килловатных и только изредка встречаются на 52 кВт.

Необходимо также развивать генерацию энергии за счет солнца. Цена солнечных панелей на мировом рынке за последнее время упала в четыре раза, в Украине – правда, только в два раза. Здесь особенно актуально оптические системы солнечной энергетики, которые позволяют поднять КПД с 18% до 41%.

Представитель
ГосавтотрансНИИпроект, Министерство инфраструктуры Украины
Автомобили с ДВС являются серьезными загрязнителями воздуха в больших городах. Так, только в Киеве концентрация оксидов азота NOx в четыре (!) раза превышает допустимые нормы. В столице количество заболевших раком из-за плохого воздуха увеличилось на 1000 человек. Две трети всех автомобилей, которые мы испытывали на экологичность, не прошли теста. Поэтому нужно стимулирование со стороны государства для перехода на электромобили. Поэтому хорошо, что акциз на электромобили убрали, а на машины с ДВС – нет.

В Украине на сегодня зарегистрировано порядка 10 тыс. электромобилей и 8 тыс. гибридных машин. Самое большие число электромобилей в Киеве – 5000, еще 1000 – в Киевской области. Затем идет Одесса – 3000, Харьков – 2000, и Днепропетровск и Львов – по 1000 ед. в каждом.

Процентное соотношение электромобилей на рынке Украины по брендам:
Nissan Leaf – 70,0% Tesla – 6,5% Ford – 3,6% Сitroen – 3,2% Renault Fluence – 2,9%
BIO – 2,7% Renault Twizy – 1,2% Mitsubishi – 0,9% Peugeot – 0,7% BMW i3 – 0,4%
Renault ZOE – 0,1% Iнші – 6,9%

Что касается законодательной базы, то сегодня нужно урегулировать очень многие вопросы, которые были подняты на заседании рабочей группы Мининфраструктуры касательно развития электротранспорта 29 марта 2019 года. И здесь нужно выделить следующие актуальные вопросы:

1. Инфраструктура для технического обслуживания электромобилей
2. Требование к обслуживающему персоналу
3. Отсутствие подготовки водителей, которые бы знали как вести себя в случае ДТП
4. Кто имеет право обслуживать аккумуляторные батареи
5. Переоборудование электромобилей из машин с ДВС (ежегодно к нам поступает до 10 таких машин, включая ЗАЗ «Таврия»).
6. Урегулирование нормативно-правовой базы
7. Стимулирование рынка электромобилей – парковки, хабы и др.

8. Пожарная безопасность – отметим, что в инструкции к Tesla написано, что в случае возгорания машину нужно залить 18 кубами воды, а затем поставить ее на карантин на 48 часов для упреждения повторного возгорания. А в некоторых странах при возгорании электромобиля на вызов выезжает сразу пять пожарных бригад ввиду сложности и непредсказуемости. Поэтому необходима переподготовка соответствующих служб и ДСНС в частности.

Наталия Шоробура
Министерство экологии и природных ресурсов
Министерство должно разработать нормативно-правовые акты касательно утилизации аккумуляторных батарей электромобилей, так как сегодня попросту нет, касающихся технологии переработки батарей таких транспортных средств. Большая надежда на новую Стратегию управления отходами в Украине до 2030 года, утвержденную постановлением правительства №820 от 08 ноября 2017 года. А также Национальный план управления отходами – постановление правительства №117 от 20 февраля 2019 года.

И, наконец, совсем свежий рамочный законопроект «Об управлении отходами», утвержденный постановлением Правительства от 22 мая 2019 года. Последний предусматривает несколько важных новаций в этой сфере:
1. Европейская терминология
2. Национальный реестр отходов
3. Разрешительно лицензионная система в электронном виде
4. Система отчетности онлайн
5. Видеофиксация утилизации опасных отходов и др.

Иван Любарский
Директор IRS Group
Наша компания провела исследование украинского рынка электромобилей в рамках пилотного проекта eCarPare. Приведу интересные факты. Средний годовой пробег электромобилей в Украине – 18 714 км, что превышает таковой у машин с ДВС – около 15 тыс. км. Почти 90% всех машин на рынке – бывшие в употреблении, средний пробег на одометре – 55 тыс. км (по данным 2018 года). Касательно информационных ресурсов по обслуживанию электромобилей, то их владельцы в 34% случаях получали из блогов и сайтов, в 34% – в целом из Интернет, из Ютуба – 16% и от друзей – также 16%.

Что же касается частоты обращения на СТО (средний показатель по количеству в год), то она намного меньше, по сравнению с владельцами машин с ДВС – 0,4 против 1,2/1,4. При этом 66% владельцев электромобилей вообще не обращались на СТО в течение года. Главные критерии выбора СТО: качество (42%), близкое расположение к дому (39%), работают знакомые (18%), быстрое обслуживание (18%). Главная причина обращения на СТО – ТО, неисправности (36%). Средняя стоимость одного обращения – 1152 грн.

Ярослава Антипина
Директор IAB Ukraine
Реклама будущего «Пристегните ремни»

Валерий Варяница
PROMO
Аналитика спроса на электрокары в сети Интернет

Мария Пучнина
POLIS24.UA
Cтрахование электрокаров

Павел Василевич
Гринсон Такси
Эксплуатация парка электромобилей и проблемы их обслуживания

Виталий Пасичник
НТУУ «КПИ»
Университеты, фаблабы, хакерспейсы как источник новых решений в области электротранспорта

Максим Хомяк
«Богдан-Авто»
Почему у Китая получилось, и какое будущее ждет нас?

Сегодня доля китайских производителей на мировом рынке электромобилей составляет 50%, а в 2019 году, как ожидается, увеличится до 56%. В этом заслуга громадного местного рынка, а также того, что практически каждый производитель имеет долю государства в размере 25%. И здесь очень многое играют субсидии. Так, например, будущий владелец авто в Китае сначала должен купить право на номер – и если для машин с ДВС это обойдется в 7 – 15 тыс. долларов, то за электромобиль – платит государство. Также существуют большие дотации производителю – до 50% компенсирует государство. Поэтому неудивительно, что премиальные электромобили на местном рынке стоят около 20 тыс. долларов. К 2030 году Китай планирует полностью отказаться от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.