X

А если… в салоне «некондишн»?

Нюансы, о которых следует знать при выборе системы кондиционирования и ее эксплуатации.

Нюансы, о которых следует знать при выборе системы кондиционирования и ее эксплуатации.

При выборе и эксплуатации автомобильной системы кондиционирования есть много нюансов, о которых нужно знать, чтобы избежать лишних проблем.

Назначение, конструкция

Автомобильные системы кондиционирования предназначены для охлаждения воздуха в салоне. Существует две их разновидности – собственно кондиционер и климат-контроль. Если в машине установлен кондиционер, приходится самостоятельно следить за температурой воздуха, вручную подбирая требуемые режимы работы. В автомобиле, оснащенном климат-контролем, комфортные условия по «заданию» водителя или пассажиров автоматически поддерживает электроника с помощью датчиков температуры, интенсивности солнечного излучения и т.д. «Климат», собственно, управляет одновременно тремя системами – кондиционером, отоплением и вентиляцией. В целом и кондиционер, и климат-контроль не только обеспечивают комфортные условия в летнюю жару, но и повышают безопасность, так как создаются более приемлемые для человека температурный и шумовой режимы, а в сырую погоду не запотевают стекла.

Кондиционер или климат-контроль?

При покупке нового автомобиля часто возникает вопрос, в какой комплектации его заказывать – с кондиционером или климат-контролем. Стоит отметить, что в бюджетных моделях устанавливают только кондиционер, а модели премиум-сегмента иногда оснащаются только климат-контролем. Систему целесообразно выбирать с учетом ее преимуществ.

Преимущества кондиционера по сравнению с климат-контролем:

на 30-60% дешевле;
при любой поломке кондиционера печка и система вентиляции сохраняют работоспособность. В случае с «климатом» из-за электроники все это может отказать, а в некоторых моделях при перегорании предохранителя не работают и электростеклоподъемники и люк в крыше, поэтому ездить на такой машине в жару невозможно.

Преимущества климат-контроля по сравнению с кондиционером:

удобство пользования – достаточно единожды задать определенную температуру воздуха в салоне машины, и система будет поддерживать ее практически круглый год;
в некоторых системах «интеллектуальная» электроника обеспечивает щадящий режим охлаждения, исключающий простудные заболевания.

Общий недостаток кондиционера и климат-контроля – увеличение расхода топлива при пользовании этими системами (в среднем, на 0,75-1,25 л на 100 км).

Проблемы эксплуатации

Проблемы с автокондиционерами могут возникнуть при поломке какого-либо их элемента или загрязнении радиаторов конденсора и испарителя.

Главное условие нормальной работы кондиционера, т. е. эффективного охлаждения воздуха в салоне, – достаточное количество хладагента в системе и чистота наружных поверхностей конденсора и испарителя. Чем больше на радиаторе-конденсоре грязи, тем хуже теплообмен. Соответственно, системе охлаждения для получения необходимого эффекта приходится работать интенсивнее. Во избежание этого нужно регулярно мыть (чистить) соты радиатора конденсора.

При покупке подержанной иномарки с установленным в ней кондиционером следует обязательно учитывать, что средний срок нормальной службы этого агрегата – пять-семь лет, по истечении которого он в любой момент может выйти из строя.

Болезнетворный «аромат»

Главная проблема при эксплуатации кондиционера (климат-контроля) – появляющийся со временем неприятный запах из воздуховодов. Причина этого явления – накопившаяся на поверхности радиатора-испарителя грязь. В условиях повышенной влажности и тепла она становится рассадником плесени, грибков и местом обитания бактерий, в том числе опасных для здоровья человека.

Избежать подобных неудобств помогает периодическая чистка испарителя. В условиях автосервиса эту деталь очищают с помощью спецоборудования. Выполнить эту процедуру можно и самостоятельно, воспользовавшись спецпрепаратом в аэрозольном баллончике с насадками-удлинителями. Традиционно для просторов СНГ, существуют и доморощенные технологии очистки испарителя. Например, с помощью раствора жидкости для дезинфекции мединструмента. В меньшей, чем в медицине, концентрации с водой его заправляют в ручной опрыскиватель и подают в область наружных воздухозаборников (решетки у лобового стекла) при включенной на полную мощность системе вентиляции. Поток воздуха внутри салона направляют в область ног, чтобы раствор не попал на стекла и сиденья.

Полезные советы:

Во избежании сюрпризов перед сезоном интенсивного использования кондиционера старше 5–7 лет желательно обратиться в специализированный сервис-центр для диагностики данной системы;
если кондиционер неисправен, пользоваться им категорически запрещается, иначе выйдет из строя компрессор;
даже в осенне-зимний период включайте кондиционер на 5–10 минут не реже двух раз в месяц. Это необходимо для обеспечения циркуляции смазки в системе, благодаря чему исключается ускоренное старение уплотнителей;
чтобы кондиционер в меньшей степени был источником неприятного запаха, выключать его следует за 5–10 минут до остановки двигателя. Поверхность испарителя при этом просушивается, что ухудшает условия для существования бактерий.

Юрий Дацык
Фото Bosch, VW, Denso, Hella