X

А ей держать удар

Как водится, весной вместе со снегом с наших дорог сошел и асфальт. Пока дорожники ищут деньги на ремонт, за все «отдувается» подвеска машины.

Как водится, весной вместе со снегом с наших дорог сошел и асфальт. Пока дорожники ищут деньги на ремонт, за все «отдувается» подвеска машины.

Как водится, весной вместе со снегом с наших дорог сошел и асфальт. Пока дорожники ищут деньги на ремонт, за все «отдувается» подвеска машины.

Подвеска состоит из рычагов с шарнирными креплениями (сайлент-блоки и шаровые опоры), упругих (пружины, рессоры) и демпфирующих (амортизаторы) элементов. Стабилизаторы поперечной устойчивости крепятся к кузову и рычагам через втулки и/или стойки.

Потерпевшие

Первыми на неровных дорогах обычно страдают стойки и втулки стабилизаторов – эти детали разбиваются, стабилизатор начинает люфтить. Явные симптомы – одиночные, несистематические стуки при проезде неровностей и в поворотах. Точно неисправность определяют, осматривая машину снизу – на смотровой яме или подъемнике. Шаровые опоры боятся прежде всего ударов колесом о колдобины. Если это происходит часто, в соединении возникает люфт, который, со временем прогрессируя, может привести к разрушению шарнира и даже к аварии. Проявляет себя изношенная опора скрипом при работе подвески и вращении руля, стуком на неровностях. Выявить дефект можно, покачивая вывешенное заторможенное колесо или осматривая снизу. Часто шаровую опору заменить отдельно от рычага нельзя. В руках умельцев шарнир поддается переборке, хотя «официальные» СТО на такое не идут.

В сайлент-блоках от качания рычага вверх-вниз «устает» резина. Она рвется, деформируется, и рычаг смещается, нарушая угол установки колеса. Машину ведет в сторону, неравномерно изнашиваются шины, возможны стуки. Дефектный узел обнаруживается визуально. Часто он выполнен несъемным и поставляется лишь в сборе с рычагом, хотя некоторые мастера успешно заменяют их.

Безопасность

Рычаги гнутся и разрушаются нечасто – при контакте с камнем, краем ямы или от бокового удара о бордюр при заносе машины. В некоторых случаях неприятность заметна по неровно стоящему колесу или по изменившемуся поведению машины при работе подвески. Замена рычага обходится недешево, особенно если он легкосплавный. В принципе, не исключена рихтовка и сварка поврежденных рычагов с последующей проверкой углов установки колес.

Чтобы свести к минимуму вред от плохой дороги, на ухабах нужно снижать скорость. Но если позволяют ПДД и дорожная обстановка, ямы лучше объехать.

Диагностика

О каких-либо проблемах подвески обычно сигнализируют шумы при проезде неровностей. Но выявить истинную причину стуков или необычного поведения машины порой бывает нелегко даже опытному мастеру – особенно если он не специализируется на машинах одной марки. Иногда для точной диагностики приходится совершить пробную поездку.

Обнаружить люфты в сочленениях подвески можно на специальных диагностических стендах, которые имеются на некоторых СТО. Подвижные площадки этих стендов перемещаются в разные, назависимо друг от друга, стороны, имитируя движение автомобиля по неровной дороге. Специалист-диагност, находясь в осмотровой канаве, способен с легкостью выявить изношенные узлы подвески, где имеются повышенные люфты.

Подбор запчастей

При покупке запчастей самое главное – не ошибиться в подборе правильной детали для конкретной модели и модификации машины.

Запчасти можно покупать у официального дилера, в магазинах неофициальных продавцов, на авторынке и через Интернет. Главное – не ошибиться в подборе детали именно к вашему автомобилю, с учетом года выпуска, двигателя, типа трансмиссии и комплектации. Желательно покупать запчасти, на которые предоставляется гарантия. Покупать комплектующие оригинальные или альтернативные – это зависит от возможностей владельца. У некоторых марок (например, Renault) оригинальные комплектующие могут оказаться дешевле «неоригинала». Для удешевления покупки можно поискать нужную запчасть в каталоге родственной марки, работающей под крышей того же концерна. Например, для Lexus это будет Toyota, для некоторых моделей Isuzu – Opel, для VW – Skoda, для Volvo – Ford или Mitsubishi.

Уязвимые детали подвески

При чрезмерном износе шаровой опоры возможно усталостное разрушение ее корпуса, что порой приводит к авариям.

Изношенные сайлент-блоки приводят к чрезмерной «свободе» рычага и нарушению управляемости.

После жесткого удара рычагом о препятствия возможны повреждения, чреватые поломкой детали.

В начале сезона или после жесткой «встречи» с крупными неровностями имеет смысл провести комплексную диагностику ходовой. Полное и своевременное устранение неисправности поможет избежать более крупного ремонта.

Игорь Широкун
Фото из архива редакции