X

А-95 цена «хорошая», а качество?

Несмотря на попытки госорганов снизить стоимость топлива, ситуация так и не улучшилась. А как обстоят дела с качеством столь дорого бензина? На этот вопрос в очередной раз взялись ответить эксперты столичного Института потребительских экспертиз.

Несмотря на попытки госорганов снизить стоимость топлива, ситуация так и не улучшилась. А как обстоят дела с качеством столь дорого бензина? На этот вопрос в очередной раз взялись ответить эксперты столичного Института потребительских экспертиз.

Несмотря на попытки госорганов снизить стоимость топлива, ситуация так и не улучшилась. А как обстоят дела с качеством столь дорого бензина? На этот вопрос в очередной раз взялись ответить эксперты столичного Института потребительских экспертиз.

Пробы 95-го бензина отбирались на АЗС десяти компаний, доминирующих на топливном рынке: WOG, ОККО, «Лукойл», ТНК, Shell, ANP, КЛО, БРСМ, «Укрпетроль», «Укртатнафта». Там, где «простого» 95-го не было, взяли бензин с приставкой Евро (ОККО, БРСМ и «Лукойл»), а на WOG – 95-й Mustang. Цены на момент отбора топлива составляли от 9,67 до 10,05 грн. за литр.
В сертифицированной лаборатории горючее исследовали на соответствие нормативам двух параллельно действующих в Украине стандартов качества: ДСТУ 4063-2001 «Бензини автомобільні» и более нового – ДСТУ 4839:2007 «Бензини автомобільні підвищеної якості», нормам которого отвечает топливо Евро 4 или Евро 5.

Результаты

Исследовались октановое число, массовая доля серы и бензола, суммарная доля ароматических углеводородов, химсостав бензина. Из десяти образцов четыре оказались некондиционными (взяты на АЗС ANP, «Укрпетроль», «Укртатнафта», БРСМ), всего два отвечали нормативам «старого» ДСТУ (КЛО и ТНК), и четыре – «нового» ДСТУ (Евро) (WOG, ОККО, «Лукойл», Shell).

Сначала проверили самое главное – октановое число. Оказалось, что именно этому параметру не отвечают три аутсайдера. Октановое число бензина по моторному методу (85 соответствует 95-ти по исследовательскому методу) с АЗС ANP (84,3), «Укрпетроль» (84,3) и БРСМ (84,4) не дотянуло до норматива (не менее 85) почти на единицу. У лидеров «запас» оказался серьезным: от 85,6 у ОККО до 85,8 у WOG и КЛО.

По содержанию серы в топливе все участники уложились в нормы, а победителями в этой категории оказались А-95 Евро ОККО (5 мг/кг) и Mustang от WOG (5 мг/кг). Их показатели соответствуют нормам нового отечественного стандарта и требованиям Евро 5 (до 10 мг/кг).

По содержанию бензола (наносит вред окружающей среде и, не испаряясь целиком, способен смывать масляную пленку со стенок цилиндров, провоцируя их интенсивный износ) нормативу не соответствовало топливо с АЗС «Укртатнафты»: на 14% больше, чем положено (не более 5% по старому ДСТУ и 1% по евростандарту).

При проверке массовой доли ароматических углеводородов, повышающих токсичность выхлопа и нагарообразование, опять отличилась «Укртатнафта» – превышение составило 12%. У остальных участников этот показатель в границах допуска.

Главный итог нынешней проверки – качество топлива ухудшилось, и довольно сильно.

Выводы

Крупные автозаправочные сети, продающие импортное топливо, «держат» качество, несмотря на все проблемы. Более того, прогрессируют – тот же Mustang от WOG перешел со стандарта Евро 4 на нормативы Евро 5. В сети ОККО уже успели приучить своих клиентов к бензину Евро 5. Качественный евробензин продают на АЗС Shell и «Лукойл». КЛО и ТНК реализуют «честный» украинский бензин, остальные же игроки, видимо, не выдержали испытания ценовыми и пошлинно-акцизными войнами. Так что, заправляясь дешевым бензином, можно «нарваться» на некачественный продукт. Нарушения пока есть преимущественно не в крупных сетях, а в небольших региональных.

Подготовил Юрий Дацык
Фото Сергея Кузьмича

По материалам Института потребительских экспертиз