Авто на воде-2
Наш майский отчет об испытаниях ВАЗ-21011 с «водородной» системой питания («АЦ» № 21’2009) до сих пор обсуждается в редакционной почте и интернет-форумах. Теперь в наши руки попала «водородная» Daewoo Nexia…
Наш майский отчет об испытаниях ВАЗ-21011 с «водородной» системой питания («АЦ» № 21’2009) до сих пор обсуждается в редакционной почте и интернет-форумах. Теперь в наши руки попала «водородная» Daewoo Nexia…
Полгода назад мы смонтировали на «копейку» реактор, подающий в систему питания карбюраторного двигателя полученную из воды горючую смесь газов, называемую газом Брауна, гремучей смесью, а в народе – просто водородом. Системы подобного типа рекламируются в Интернете, продавцы обещают существенное повышение мощности, снижение токсичности выхлопа и, самое главное, 20–50% экономии топлива. Напомним – три месяца автомобиль тестировали в режимах загородных поездок и ежедневной городской эксплуатации, а также на динамометрическом мощностном стенде. Результаты не оправдали обещаний: экономия оказалась на уровне 6-7%, мощность выросла на 2-3 л. с. на малых оборотах и упала на 2–4 л. с. – на высоких, крутящий момент «внизу» увеличился на 5–7 Нм и уменьшился «вверху» на 4–6 Нм.
Некоторые читатели, приверженцы «водородной идеи», упрекали нас в том, что для теста мы выбрали не самый совершенный, недоработанный комплект. И вот в наши руки попала инжекторная Daewoo Nexia с уже более «продвинутой» системой. Ее владелец утверждал, что новая система позволяет экономить до 30% топлива. Мы решили проверить это, проведя испытания по той же методике.
Конструкция
Объем электролита в реакторе такого типа невелик, поэтому в схему включен расширительный бачок из нержавеющей стали (1). |
Работа устройства основана на применении газа Брауна – смеси кислорода с водородом, которую оно само и вырабатывает. Считается, что добавленная к бензино-воздушной смеси, она является катализатором, повышая эффективность сгорания топлива. Получают газ из воды путем электролиза – в реакторе с двумя группами электродов, подключенных к напряжению 12 В и погруженных в электролит (раствор щелочи). Выделяющийся газ по трубке засасывается во впускной коллектор.
На испытанной Daewoo Nexia с 1,5-литровым впрысковым двигателем установлена усовершенствованная по сравнению с примененной на ВАЗ-21011 («АЦ» № 21’2009) система. В ее реакторе – пластинчатые электроды, а не проволочные спирали, как у ВАЗа. Сепаратор – это своего рода емкость для приготовления электролита и расширительный бачок реактора, а водяной затвор защищает систему от обратных хлопков во впускном тракте, которые могут вызвать взрыв реактора. Ведь в отличие от примененной на «копейке» системы газ в реакторе «Нексии» выделяется бурно и увлекает за собой в шланг капли жидкости.
Расход топлива
Во время теста на каждые 100 километров мы заливали бак по самую пробку. После заезда снова заполняли его. Объем вместившегося топлива и составил расход бензина. |
Расход топлива мы замеряли на загородном шоссе, по которому без активных ускорений и лишних перестроений двигались со скоростью 90–100 км/ч. Первый заезд на расстояние 100 км был совершен с включенной «водородной» установкой, второй – с выключенной. Каждый заезд состоял из двух 50-километровых отрезков, противоположных по направлению. При работе на бензино-водородной смеси автомобиль брал на 100 км пробега 5,35 л бензина А-95, при работе на чистом «девяносто пятом» он «съел» 5,42 л. Разница составила 0,07 л – менее 1,3%, что не превышает погрешности измерения.
Мощность и крутящий момент
На стенде наша Nexia без труда «раскручивалась» до 170 км/ч. И с газом Брауна, и без него… |
Расход расходом, а может быть, мощность и крутящий момент увеличились? Чтобы снять эти данные, мы отправились на динамометрический стенд. Замеры были повторены несколько раз – увы, результаты тестов Daewoo Nexia на чистом бензине и с примесью газа Брауна практически одинаковы. Мощность отличается незначительно – всего на 0,2 л. с. (причем в пользу чистого бензина!), а крутящий момент совпадает.
Мнение
Андрей К. Эксперт по техническим вопросам компании «Автолидер» В смонтированной на данный автомобиль «водородной» системе я бы отметил несколько недостатков, которые могут быть причиной ее неэффективности. Во-первых, инжекторному двигателю требуется специальный эмулятор – электронное устройство, «обманывающее» блок управления двигателем, предоставляя ему откорректированную информацию от расходомера воздуха и лямбда-датчика. Ведь параметры сгорания топливной смеси и состав отработавших газов при участии газа Брауна отличаются от чисто бензинового варианта, и нужно, чтобы ЭБУ понимал их правильно. Во-вторых, газ лучше подавать в двигатель непосредственно перед дроссельной заслонкой, чтобы газ быстрее попадал во впускной коллектор при открытии заслонки. После доработки этой системы положительный эффект должен быть.
Результат без результата
Похоже, снова неудача. Мы искренне хотели, чтобы водородная система питания оказалась эффективной, но увы… Не исключено, однако, что нам снова попался не самый совершенный экземпляр или он требует более тщательной настройки. Так что тема альтернативного автомобильного топлива остается открытой.
Продолжение следует
На этапе подготовки данной статьи с редакцией связались представители компании, специализирующейся на энергосберегающих технологиях для автотранспорта и устанавливающей подобные гидролизеры на профессиональном уровне. Нам предложили для теста автомобиль, оснащенный одной из таких установок. Поэтому на протяжении месяца мы проверим эффективность работы еще одной «водородной» системы.