X

Автохимия: Вредные попутчики

Летом у тех, кто ездит по украинским автобанам, появляются серьезные враги, загрязняющие кузов, – насекомые и дорожная смола. Как уменьшить трудозатраты и негативное воздействие на автомобиль этих загрязнителей?

Летом у тех, кто ездит по украинским «автобанам», появляются серьезные враги, загрязняющие кузов, – насекомые и дорожная смола. Как уменьшить трудозатраты и негативное воздействие на автомобиль этих загрязнителей?

Летом у тех, кто ездит по украинским «автобанам», появляются серьезные враги, загрязняющие кузов, – насекомые и дорожная смола. Как уменьшить трудозатраты и негативное воздействие на автомобиль этих загрязнителей?

Для удаления следов насекомых и битумных пятен нужны либо универсальные, либо специальные средства.

Как смыть комара

Сразу же удалить со стекла еще свежие следы прилипших насекомых обычно не удается. При движении водитель концентрирует внимание на дороге и до определенного момента не замечает загрязнений. А когда на стекле видна плотная сетка следов, включать стеклоочиститель и омыватель уже поздно. От них будет больше вреда, чем пользы – засохшие остатки насекомых размажутся по всему стеклу и еще больше ухудшат видимость.

Для очистки стекла от насекомых лучше всего использовать специальные средства, аэрозольные или во флаконах с ручным распылителем. Смыть такие загрязнения с пластика и лакокрасочного покрытия можно как препаратами для чистки стекла, так и более эффективными универсальными аэрозолями, предназначенными также для удаления битумных пятен.

Существует средство для борьбы с насекомыми, которое защищает лобовое стекло от столкновений с ними, – накладка на капот. Ее геометрия рассчитана таким образом, чтобы поток обтекающего кузов воздуха начинал уходить вверх раньше, минуя стекло. Появляющиеся на пути машины мусор и насекомые при этом также увлекаются потоком вверх, и вероятность их контакта с поверхностью лобового стекла снижается. Эту «мухобойку» можно крепить двухстороним скотчем или винтами. К сожалению, у обоих методов крепления есть свои «минусы»: в первом случае выше вероятность того, что накладка оторвется, во втором приходится сверлить капот. Кроме того, такая накладка ухудшает аэродинамику автомобиля, что отрицательно сказывается на расходе топлива.

Черная напасть

Растаявшая на солнцепеке смола, попадая на кузов, после высыхания не только засыхает и не смывается обычными автомобильными шампунями, но и может навсегда оставить следы на лакокрасочном покрытии. Невыводимые желтые пятна особенно заметны на светлых машинах. Почему?

Дело в том, что большинство современных лакокрасочных материалов для автомобилей делают на основе растворителей. После нанесения на поверхность и полимеризации получаемое покрытие не способно на 100% противостоять воздействию сильных растворителей. А ими очень часто, собственно, и разводят смолу, которую используют ремонтники на дорогах. И если оперативно не смыть битум, растворитель, подкрашенный пигментами смолы, проникает в структуру лака и краски. Сам он, конечно, испаряется, а вот краситель так и остается внутри слоя лака и краски, так что вывести образовавшиеся при этом пятна уже невозможно. Поэтому смолу нужно удалять сразу после поездки, а еще лучше – после преодоления расплавившегося участка дороги. Правда, для этого нужно всегда возить с собой очиститель битумных пятен, шампунь, воду, мочалку.

Если растворитель проник в лак, но не глубоко, решить проблему может полировка со снятием слоя лака (краски) в зоне повреждения. Когда этот момент упущен, вернуть автомобилю первоначальный вид поможет только перекраска. В некоторых случаях немного замаскировать пятна помогает цветная полироль.

Чем же удалять смолу? В первую очередь отметим специальные препараты для удаления битумных пятен. При этом следует учитывать, что большая их часть эффективно счищает только свежую смолу. Дело в том, что экологи борются за снижение содержания в подобных препаратах количества летучих, легко испаряющихся растворителей, поэтому их доля в составе средств для чистки автомобильных кузовов постоянно уменьшается. В «профессиональных» препаратах растворителя немного больше, чем в обычных.

К «подручным» средствам, которыми можно удалять битум, относятся обычные растворители, уайт-спирит, ацетон, бензин, дизтопливо, керосин. Правда, у них есть ряд недостатков – они неприятно пахнут, а также могут повредить лакокрасочное покрытие кузова.

Из «народных» средств для смывания смолы подойдет маргарин – в нем содержатся так называемые жировые кислоты, которые, собственно, и растворяют еще свежий гудрон.

 Внимание!

Для минимизации ущерба от «плавания» по смоле следует:

снизить скорость;
увеличить дистанцию до едущих впереди машин;
совершать минимальное количество маневров, чтобы при вывороте колес смолу не забрасывало на крылья;
избегать движения по колее, где битум больше раскатан;
увидев встречную машину, прижиматься поближе к обочине (особенно «опасны» грузовики, колеса которых интенсивно разбрасывают смолу).

Чтобы защитить кузов от попадания смолы, можно обклеить его специальной пленкой. Правда, это довольно дорого.

 Удаляя битум, помни…

 Характеристики некоторых очистителей кузова
Название
Bug and Tar remover

Bug and Tar remover

Buster Bug


Insekten-Entferner


Teer Entferner

Bug and Tar remover
Автоочиститель
Teer Entferner

Очиститель кузова
Производитель/ торговая маркаMeguiar'sDoctorWaxHi-GearLiqui MolyLiqui MolyTartle WaxVelvanaTerosonStepUp
Страна производстваСШАСШАСШАГерманияГерманияАнглияУкраинаГерманияСША
Вид удаляемых загрязненийГудрон, следы насекомыхУниверсальный Универсальный*Следы насекомыхБитум, смола, маслоУниверсальныйБитумГудронУниверсальный
ДавностьСвежиеСвежие и старыеСвежие и старыеСвежие/старыеСвежиеСвежиеСвежие и старыеСвежиеСвежие
Тип расфасовкиФлакон с ручным распылителемФлаконАэрозольФлакон с ручным распылителемАэрозольСалфеткиФлаконАэрозольАэрозоль
Объем расфасовки473 мл300 мл340 г500 мл400 млн.д.500 мл300 мл341 г
Цена, грн.от 34от 14от 213530498-9н.д.21
* Гудрон, следы насекомых, сок деревьев, птичий помет, старый полироль и т. д.; н.д. – нет данных

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка