X

BMW: Под созвездием Z

Расскажите об автомобилях BMW серии Z. Слышал, что делают их не на заводе BMW. Правда это или нет?

Расскажите об автомобилях BMW серии Z. Слышал, что делают их не на заводе BMW. Правда это или нет?

Расскажите об автомобилях BMW серии Z. Слышал, что делают их не на заводе BMW. Правда это или нет?

Медведев Александр, Харьковская область

Автомобили и концепты BMW серии Z рождаются в пяти минутах езды от центрального офиса этой компании в Мюнхене. Департамент BMW Technik GmbH, который занимается созданием концептуальных и нестандартных моделей, начал работу 20 лет назад. Машины, выходящие из его стен, получают индекс Z не случайно: с этой буквы начинается немецкое слово Zukunft (будущее). На созданных здесь экспериментальных авто апробируются технологии, которые впоследствии будут применяться на серийных моделях BMW.

Первым из таких автомобилей стал в 1987 году BMW Z1. Собранный на базе 325-й модели двухместный родстэр со стальным оцинкованным каркасом и клееным кузовом, полом из композитных материалов и термопластиковых панелей (снимаются и устанавливаются за полчаса), а главное – опускающимися (!) в пороги дверями и сегодня остается довольно концептуальным. А разработанная для Z1 подвеска на двойных поперечных рычагах легла в основу ходовой нынешней «трешки» Е46. Всего за четыре года выпустили 8000 экземпляров Z1.

Некоторые модели, созданные BMW Technik GmbH, известны широкой публике под иными именами. Так, в 1991 году был выпущен электромобиль Е1, на стадии проекта известный как Z11. Еще через два года миру явили трехместную модель под индексом Z13. Этот аппарат не только впечатлял своей внешностью, но и поражал расположением руля по центру торпедо.

Из ворот подразделения выходила не только четырехколесная продукция. Недавно сошедший с конвейера мотороллер с крышей C1 также обязан своим появлением инженерам из BMW Technik GmbH. В 1995 году департамент вообще представил гибрид мотоцикла и автомобиля – Z21. Это транспортное средство на двоих не обеспечивает комфорта (нет даже лобового стекла и крыши над головой), зато в полной мере дарит удовольствие от вождения.

В том же году в городе Спартанбург (США) начался выпуск самого популярного в истории компании BMW родстэра Z3, который стал логическим продолжением первой «зэтки». За семь лет построили 300 тыс. экземпляров, включая купе Z3 и M-Coupe, производство которых началось в 1998 году.

Свое 15-летие BMW Technik GmbH отметила появлением сразу двух революционных моделей. Первая, Z18, являла собой единственный и уникальный по своей сути… внедорожный родстэр! На его создание ушло 5 лет. В основе этого удивительного автомобиля лежит стальной каркас, обшитый пластиковыми кузовными панелями. Оснащен он агрегатами от внедорожника BMW X5.

Вторая машина, BMW Z22, демонстрировала 131 революционное новшество. Управляемый голосом компьютер, видеокамеры вместо зеркал, дактилоскопический датчик вместо ключа зажигания и многое другое – перечисление всех технических и технологических ноу-хау этого автомобиля займет слишком много места. В основе Z22 – пространственная алюминиевая рама, к которой жестко крепятся подвеска и силовой каркас, состоящий из двух 19-килограммовых углепластиковых боковин. Каркас обшит панелями, отлитыми, а не штампованными из комбинированных легких сплавов. Из карбона сделаны пол, крыша, крышка багажника. Практически все механические приводы в Z22 заменены электрическими «По проводам» управляются тормоза, самоблокирующийся «ручник» и даже передние колеса! Поэтому рулевой колонки нет вообще, а сама баранка – прямоугольная. На этой же машине опробован «активный руль», который уже применяется в последних поколениях серийных баварских моделей. Четырехцилиндровый мотор из магниевого сплава с алюминиевой головкой блока расположен поперек автомобиля под задним сиденьем, прямо перед ведущей осью.

Серийный прогулочный родстэр Z8 был представлен публике в 1997 году как концепт-кар Z07. BMW Z8 прекрасен своими 400-ми «лошадками», снимаемыми с 5,0-литрового двигателя – такого же, как на M5 (Е39) предыдущего поколения. Показанный в 1999 году концепт Z9 Gran Turismo впечатлял футуристическим дизайном и таким техническим новшеством как система iDrive. Теперь ее можно встретить на машинах последнего поколения 5-й, 6-й и 7-й серий. А дизайн Z9 прослеживается во внешности серийного родстэра Z4, сменившего в 2002 году Z3, а также новейшего купе и кабриолета 6 Series 2003 года выпуска.

И это еще не все разработки BMW Technik GmbH. Некоторые из них так и не увидели свет, но стали основой при создании современных серийных автомобилей компании.

Подготовил Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка