X

Бюджет автомобилиста

«Дорого...» - вздыхаем мы, приходя на автомобильный рынок или в магазин запчастей. «Дешево!» - радуемся где-нибудь в другом городе, купив что-то за меньшие деньги, чем у себя дома. «Машина влетает нам в копеечку»,- упрекают автомобилиста домашние. А действительно, во что обходится нам содержание автомобиля, где какие цены и какой город для владельца машины самый благоприятный, а какой - самый разорительный? Изучение бюджета автомобилиста начнем с Киева.

«Дорого…» – вздыхаем мы, приходя на автомобильный рынок или в магазин запчастей. «Дешево!» – радуемся где-нибудь в другом городе, купив что-то за меньшие деньги, чем у себя дома. «Машина влетает нам в копеечку»,- упрекают автомобилиста домашние. А действительно, во что обходится нам содержание автомобиля, где какие цены и какой город для владельца машины самый благоприятный, а какой – самый разорительный? Изучение бюджета автомобилиста начнем с Киева.

«Дорого…» – вздыхаем мы, приходя на автомобильный рынок или в магазин запчастей. «Дешево!» – радуемся где-нибудь в другом городе, купив что-то за меньшие деньги, чем у себя дома. «Машина влетает нам в копеечку»,- упрекают автомобилиста домашние. А действительно, во что обходится нам содержание автомобиля, где какие цены и какой город для владельца машины самый благоприятный, а какой – самый разорительный? Изучение бюджета автомобилиста начнем с Киева.

Мы исходили из цен на основные продукты и услуги, потребляемые автомобилем, и приводим их стоимость из расчета на месяц. Конечно, эти цифры условны: «потребительская корзина» зависит от класса и пробега машины, условий ее эксплуатации, амбиций владельца. И все-таки кое-какие выводы сделать можно.

За основу возьмем самый что ни на есть «средний автомобиль», а именно ВАЗ 21053,1992 года выпуска с ежегодным пробегом примерно 30 тысяч километров. Цены по Киеву – на июль 1997 года.

Стоянка обходится 2-3 гривны в сутки, за 25 дней получится не менее 50 грн. Гараж – за аренду нужно платить в среднем 90 грн. в месяц, а содержание собственного, конечно, дешевле. Бензин: А-76 – 46 коп. за литр; АИ-92 – 55 коп.; АИ-95 – 63 коп. и дизельное топливо – 48 коп. за литр. У нашей «пятерки» при расходе 10 л на 100 км по городу (а ее эксплуатируют на 90% в городе) средний месячный пробег – 2500 километров. Итого, на 250 л бензин за месяц тратим минимум 140 грн.

Теперь, масло. Учитывая не лучшее качество бензина, не слишком хорошее состояние атмосферы и невысокое качество отечественных фильтров, многие киевские автовладельцы переходят на масла зарубежного производства. У отечественного моторного масла срок службы -7500…8000 км. Всесезонное масло SAE 15W-40 держится дольше, но стоит сегодня в среднем 20 грн. за 4 л. При нашем пробеге менять масло надо три раза в год, т.е. на месяц приходится примерно 1 л, а это – 5 грн. Прибавим сюда одну смену масла в коробке и главной передаче. Для «классики» надо 3 литра. Оптимально – масло 85W-90 по SAE. В среднем такое масло стоит 8 грн. за 1 л., значит, на год нужно 24 грн., а в месяц – 2 грн.

Фильтры – три масляных фильтра в год. Средняя цена – 5 грн. за штуку. В итоге в месяц получаем 1.25 грн. Воздушный фильтр в городе 20 тысяч километров не выдерживает, меняем его через 15 тысяч километров (два раза в год). Стоит воздушный фильтр 4 грн. (можно отыскать и дешевле). Расходы в месяц – примерно 0,7 грн. То есть на фильтры тратим около 2 грн. в месяц.

Свечи – условно один комплект в год. Импортные приличные стоят в среднем 6 гривен комплект. В месяц расход – 50 коп.

Тормозные колодки – комплект передних колодок стоит в среднем 10 грн. и его вполне хватает на год при нормальном вождении. Для круглого счета примем 1 грн. в месяц.

Шины – около 50 грн. за покрышку, если она сделана в Белой Церкви, а не за тридевять земель, 18 грн. – камера. Если кататься аккуратно, комплекта резины должно хватить на год, да еще «сэкономим» и на пару месяцев следующего. Значит, в месяц получится почти 23 гривны без учета расходов на шиномонтаж (если руки есть).

Ежегодно налог с владельцев транспортных средств, половина платы за проводимый раз в два года техосмотр и обязательный страховой полис гражданской ответственности потянут в среднем на 35 – 40 грн. Будем считать 3 грн. в месяц.

Получилось, что в Киеве средняя «потребительская корзина» для автомобиля по десяти первоочередным статьям расходов составляет, минимум, 227 ГРИВЕН В МЕСЯЦ. Конечно, можно и сэкономить: на стоянке, на более дешевых маслах, фильтрах и прочем. Но, увы, эта «экономия» будет во вред, прежде всего, автомобилю, а значит, может вызвать поломку, ремонт и, следовательно, новые траты. Кстати, в нашем «бюджете» мы их не учитывали, как не учитывали неизбежные амортизационные издержки, а также штрафы, взятки сотрудникам ГАИ и прочие непредвиденные расходы.

Александр Попов