X

Бюджет автомобилиста-2003: Куда пошли деньги?

Каждый год украинские автомобилисты тратят на содержание машины все больше денег. Это вызвано увеличением цен на топливо и колебаниями курсов валют.

Каждый год украинские автомобилисты тратят на содержание машины все больше денег. Это вызвано увеличением цен на топливо и колебаниями курсов валют.

Каждый год украинские автомобилисты тратят на содержание машины все больше денег. Это вызвано увеличением цен на топливо и колебаниями курсов валют.

Вот уже семь лет мы ведем подсчет расходов на машину. Сначала рассматривали стоимость содержания одного автомобиля – ВАЗ-2107. Потом к нему добавились Daewoo Lanos 1.5 и Skoda Octavia 1.6. При этом методика расчетов остается неизменной. «Корзина потребителя» состоит из бензина, эксплуатационных материалов и услуг, необходимых для содержания авто.

Заправляем и считаем

Для объективности будем считать, что все три машины эксплуатируются в одинаковых условиях и «наезжают» равное количество километров – по 20 тысяч. Вот только владельцы у них разные: «Жигули» ремонтируют самостоятельно, Lanos – на недорогом СТО, а Octavia – в фирменных сервис-центрах.

Сначала подсчитаем стоимость топлива. ВАЗ-2107 заправляют бензином марки А-92, средняя цена которого в 2003 году составила 1,82 грн. (см. «АЦ», №6’2004 г.). Иномарки потребляют более дорогой «девяносто пятый» по 2,03 грн./л. Мы всегда считали, что половина пробега приходится на город, а половина – на езду по трассе со средней скоростью 90 км/ч. При этом средний «паспортный» условный расход горючего для ВАЗ составляет 9 л, Daewoo – 9,5 л, а Skoda – 8,5 л. Таким образом, на топливо для «пятерки» потрачено 3280 гривен, для Lanos – 3860, для Octavia – 3450 грн.

Разные товары – для разных машин

Теперь подсчитаем стоимость расходных материалов – моторного и трансмиссионного масел, воздушного, масляного и топливного фильтров, антифриза и тормозной жидкости. Кроме того, за год мы меняем передние тормозные колодки, а также обновляем комплект шин. Напомним, что у наших автовладельцев есть по два комплекта резины – летняя и зимняя, каждая из которых «ходит» в среднем по 50 – 60 тыс. км, поэтому ее хватает на 5 лет. Но для «Жигулей» мы покупаем исключительно отечественные шины, на Daewoo ставим недорогие импортные – Matador или Debica, а на Skoda – известных мировых производителей, например, Good Year (отсюда большие затраты по этой статье). Также существенно различается стоимость тормозных колодок – если для Lanos их можно купить за 170 гривен, то для Octavia – в среднем за 600. Цены на резину практически не изменились по сравнению с прошлым годом, а вот затраты на расходники «иномарок» увеличились – выросла цена тормозных колодок и стоимость ТО-1, включающего замену масла и фильтров. Скорее всего, это вызвано ростом курса евро на протяжении года.

Еще одна важная статья расходов автомобилиста – налоги и другие платежи. Сюда входят ежегодный транспортный сбор с владельцев ТС, техосмотр, страховки, плата за ночную стоянку. Почти все эти расходы, за исключением последнего, не изменились. Впрочем, данный показатель рассчитывали, исходя из того, что владелец Daewoo покупает только страховку обязательной гражданской ответственности перед третьими лицами, ездящий на «Жигулях» на свой страх и риск обходится без нее, а Skoda застрахована «на полную катушку» – кроме ГО, ее хозяин оформил еще и КАСКО. Конечно, владелец Skoda может и не покупать полис КАСКО или ездить на отечественной резине, но, имея машину такого класса, по нашим наблюдениям, на подобных вещах не экономят.

Экономия ощутима

Подытожив бюджет «средних» автомобилистов на «типичных» машинах, мы пришли к закономерному выводу: расходы на содержание ТС выросли. Главная причина этого – постепенное удорожание бензина, а также увеличение стоимости некоторых запчастей и услуг по их установке. Из-за этого затраты на сервис и расходники у владельцев Lanos и Octavia заметно выросли. Расходы владельца «Жигулей» изменились меньше всего как в денежном эквиваленте, так и по структуре. Такого показателя удалось достигнуть благодаря экономии на сервисе. Интересно, что стоимость одного километра пути для самого недорогого в эксплуатации ВАЗа примерно вдвое ниже, чем для наиболее дорогой в нашем обзоре Skoda. Но всем известно, что за комфорт и престиж приходится переплачивать…

 Машины дорожают с возрастом?

При наших расчетах не учитывалась амортизация автомобилей, то есть снижение рыночной цены в процессе эксплуатации. Впрочем, если рассчитывать данный показатель в американских долларах или гривнях, то из-за роста курса евро по отношению к этим валютам цена 2-3-летних машин практически не изменилась. Так, если два года назад базовая версия Skoda Octavia стоила около 11 тысяч долларов, то сегодня столько же дают за 2-3-летнюю. Парадокс…

 Бюджет автовладельца, 2003 год, грн.*
ЗатратыВАЗ-2105Daewoo LanosSkoda Octavia
Бензин328038603450
Расходные материалы41015002600
Гос. и др. платежи780 880** 3200***
Всего за год447062409250
В среднем в месяц373520770
Стоимость 1 км, грн.0,220,310,46
* Расчеты достаточно условны и соответствуют примерным расходам человека, уровень доходов которого позволяет приобрести указанную машину
** Включая страховку ГО
*** Включая страховку ГО и КАСКО

Сергей Матусяк