X

Даешь прохладу!

Обслуживание автомобильных кондиционеров.

Обслуживание автомобильных кондиционеров.

Чтобы в жару автомобильный кондиционер радовал прохладой, его необходимо своевременно обслуживать. Как правильно это делать?

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера эффективность его работы постепенно снижается по целому ряду причин: из-за засорения радиаторов конденсатора (конденсора) и испарителя, естественной утечки (диффузии) хладагента через резину соединительных шлангов и уплотнений, увлажнения рабочего вещества ресивера-осушителя, а также из-за засорения фильтра системы вентиляции салона.

Система кондиционирования может и полностью утратить работоспособность из-за ее разгерметизации в случае коррозионного разрушения отдельных элементов (в первую очередь, конденсора) под воздействием солевого дорожного рассола в зимний период, а также из-за образования микротрещин в деталях системы (от вибраций), увлажнения масла, износа и старения различных уплотнителей.

Обслуживаем сами

Иногда восстановить эффективность работы кондиционера можно самостоятельно. Сначала нужно проверить наличие доступа воздуха к конденсору. Если он еще с зимы чем-либо прикрыт или его соты забиты мусором и грязью, все это нужно удалить. Из-за ухудшения доступа воздуха уменьшается теплообмен в конденсоре, что отрицательно влияет на работу кондиционера и создает опасность перегрева двигателя. Конденсор желательно промывать снаружи струей воды под невысоким давлением. Последнее самостоятельно удается сделать не всегда – может потребоваться частичная разборка облицовки машины.

При подозрениях на утечку рабочего вещества самостоятельно искать место повреждения, ослабляя или разъединяя соединения кондиционера, опасно: хладагент, находящийся под высоким давлением (до 15 атм.), вырвавшись наружу, может травмировать вас.

Если самообслуживание не помогло, придется обратиться к профессионалам – мастерам специализированных СТО.

Методы профессионалов

Полная диагностика и качественное обслуживание кондиционера возможны лишь с помощью профессионального оборудования. На специализированных СТО определят исправность электрических элементов кондиционера, проверят систему на герметичность, заправят маслом и хладагентом, очистят конденсор, а при необходимости – заменят неисправные детали и узлы.

Для проверки герметичности кондиционер подключают к автоматической установке и вакуумируют, одновременно удаляя остатки фреона и масла, после чего закачивают газообразный азот под давлением 15–17 атм. Наличие утечек определяют с помощью манометра и фонендоскопа.

Крупные утечки выявляют с помощью электронного газоанализатора-течеискателя (например, Sun SLD-5550). Чтобы обнаружить микроутечки, в масло системы кондиционирования при заправке добавляют люминесцентный краситель. После чего места утечек можно выявить с помощью ультрафиолетовой лампы. В свете ее лучей масло, скапливающееся на поврежденных участках, светится ярким желто-зеленым светом.

Иногда микроутечки удается выявить лишь через 3–5 дней эксплуатации автомобиля с заправленным и включенным кондиционером, так как они возникают только при рабочем давлении в системе (14–17 атм.).

Этого времени достаточно, чтобы при вытекании хладагента поврежденные участки окрасились в хорошо заметный желто-зеленый цвет.

Откачанный фреон может использоваться повторно. Масло из-за высокой гигроскопичности на открытом воздухе быстро увлажняется и повторно не применяется.

 Биологическая профилактика

Низкая температура охлажденного воздуха, отсутствие солнечного света и ограниченный сток воды в дренаже создают идеальные условия для размножения на поверхности испарителя бактерий и грибков, образования плесени и неприятного запаха.

Воздух, проходя через испаритель и наполняясь бактериями, в том числе и болезнетворными, попадает в салон. Последние и являются источником заболеваний водителя и пассажиров. Поэтому периодически рекомендуется очищать кондиционер от плесени и зимних загрязнений. Сделать это можно самому, распылив аэрозольный препарат или доступные антисептические средства (лучше спиртовые) в систему вентиляции салона.

Лучше это сделать при включении режима рециркуляции воздуха в салоне.

 Главное – не перепутать

Обслуживая кондиционер у гаражных умельцев, точно установите, какой тип хладагента используется в автомобиле, так как они могут добавить в систему не то, что нужно и не сколько нужно. Большее или меньшее количество заправленного хладагента снижает эффективность работы автокондиционера и может привести к выходу из строя самой дорогой его детали – компрессора. Тип хладагента можно узнать из инструкции по эксплуатации автомобиля, по надписи на шильдике моторного отсека, а также по конструкции заправочных штуцеров.

Если вам предложат сменить хладагент R12 на R134а*, помните, что перед заменой необходимы дополнительные операции (промывка магистралей, замена типа масла) и реконструкция (введение дополнительных устройств, замена уплотнений**, шлангов и т. д.).

* На автомобилях, выпущенных после 1994 года, применяется экологически более безопасный хладагент R134а. Кондиционеры машин ранних годов выпуска заправлялись фреоном R12, применение которого было запрещено Киотским протоколом в 1993 году.

** Уплотнительные прокладки и шланги в кондиционерах изготавливаются из термо-масло-фреоностойкой специальной резины. От обычных они отличаются цветом (например, могут быть красными или зелеными).

 Виды работ по обслуживанию кондиционеров на специализированных СТО

Диагностика и заправка длится от 40 мин. до 2 часов, причем наиболее эффективна она при +20°С и выше. На произведенные работы предоставляется 1 год гарантии

 Средние расценки на некоторые виды работ по обслуживанию кондиционера*, грн.
Диагностика герметичности (вакуумирование с заправкой азотом)40,0
Поиск утечек с использованием УФ-лампы или электронного детектора150,0
Диагностика (с заправкой фреоном, маслом и красителем)400,0
Переход на другой тип хладагента650,0
Заправка фреоном R12250,0
Заправка хладагентом R134а250,0
Ультразвуковая очистка испарителя300,0
Ручная очистка испарителя (аэрозолем)180,0
Очистка (мойка) конденсора20,0–40,0
* Данные по специализированным СТО Киева

Владимир Корницкий
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО «Алькон-сервис» за помощь в подготовке материала