X

Диверсанты в вашем автомобиле

О последствиях использования некачественных тормозных жидкостей рассказывает доктор химических наук


О последствиях использования некачественных тормозных жидкостей рассказывает
доктор химических наук.

Каждому автомобилисту хотелось бы купить дешево, а
ездить долго. Да и возможностей «сэкономить» существует масса. Можно
использовать более низкосортный бензин вместо высокосортного, можно
не спешить с ремонтом амортизаторов, а рихтовку и покраску отложить
до лучших времен… Но есть в автомобиле системы, которые, помимо
своих функциональных обязанностей, еще и выполняют роль элементов
безопасности. Поэтому даже самый прижимистый хозяин никогда не сядет
за руль машины с неисправными тормозами и не пожалеет денег на уход
за тормозной системой. В настоящей статье мы расскажем о природе и
качестве жидкостей, используемых в гидравлической тормозной системе
современного автомобиля, о подделках, превращающих тормозную систему
в бомбу замедленного действия, и об ассортименте тормозных жидкостей,
имеющихся на отечественном рынке.

О чем это мы?

Гидравлический тормозной привод современного автомобиля получил свое
название потому, что все его полости заполнены специальной жидкостью (от
греческого слова гидор — вода). Педаль тормоза связана с поршнем главного
тормозного цилиндра. При торможении жидкость из цилиндра вытесняется и
передает усилие на поршни колесных тормозных цилиндров. Поршни выдвигаются,
приводя в действие тормозные колодки, и автомобиль замедляет ход или останавливается.

Из сказанного понятно основное требование к тормозной жидкости: она
обязана «выдерживать усилие» резкого торможения, при котором в системе
развивается давление до 100 атмосфер! Далее, из физики следует, что при
сжатии температура жидкости повышается. Поэтому второе важнейшее требование
к тормозной жидкости — высокая температура кипения.

Поясним подробнее. Жидкости несжимаемы, и именно это свойство позволяет
использовать их в гидравлических системах для передачи усилия. Что же
касается газов или паров, то они легко сжимаемы. Вспомните, как «проваливается
в пол» педаль тормоза при попадании воздуха в тормозную систему. То же
самое произойдет, если тормозная жидкость закипит.

Наконец, еще одно важное требование: тормозная жидкость не должна быть
агрессивной к металлическим деталям гидравлической системы, к резиновым
и пластмассовым шлангам и прокладкам. Более того, она должна оказывать
на них смазывающее действие. Ну и, разумеется, тормозная жидкость обязана
оставаться жидкостью в широком интервале температур — от зимних морозов
до летней жары, не становиться слишком вязкой на холоде и слишком текучей
при нагреве.

Из чего их делают?

Для справки. Основные тормозные жидкости изготавливают на базе
растительных масел (чаще всего — касторового) либо двухатомных спиртов
(гликолей) и их производных. В числе первых — всем известная БСК. Среди
вторых — ГТЖ-22, «Нева», «Роса» и «Томь».

Тормозная жидкость БСК получила свое название по первым буквам входящих
в нее компонентов — бутилового спирта и касторового масла. Ее можно использовать
в тормозных системах большинства отечественных легковых автомобилей. Основные
недостатки — легкость выкипания спирта летом и вымерзание касторового
масла зимой.

Необходимость улучшить свойства тормозных жидкостей, а также стремление
к экономии растительного сырья привели к появлению на рынке синтетических
продуктов. Среди них наибольшую популярность приобрели жидкости «Нева»
и «Роса». В составе «Невы» — эфиры гликолей с добавлением загустителей
и антикоррозионных присадок. В Росе используются органические производные
бора с присадками.

Промышленность Украины практически не производит компонентов тормозных
жидкостей, а потому отечественные производители закупают сырье в России
или в странах Запада. Показателем солидности нашего производителя является
выпуск продукции по техническим условиям (ТУ У), утвержденным Госстандартом
Украины. Так, АОЗТ «Химрезерв» изготавливает «БСК Химрезерв» согласно
ТУ У 21649420.008-98, «Неву Химрезерв» — согласно ТУ У 21649420.005-98,
«Росу Химрезерв» — согласно ТУ У 21649420.012-98.

Показатели качества: БСК «Химрезерв»

Система государственных стандартов Украины требует, чтобы изготовитель
вкладывал в каждую упаковку готовой продукции сертификат качества. В нем
указываются дата выработки и номер партии продукта, а также приводится
таблица, в которой даются показатели качества: те, которые установлены
ТУ У, и те, которые получены в лаборатории предприятия при анализе данной
партии. Сертификат качества заверяется подписью ответственного лица и
печатью ОТК.

Рассмотрим показатели качества тормозных жидкостей, выпускаемых АОЗТ
«Химрезерв». Помимо внешнего вида, для БСК определяют плотность, вязкость,
активность водородных ионов и температуру кипения. Проверка совпадения
реальной плотности с величиной, указанной в сертификате качества, дает
возможность потребителю простейшим образом установить, не фальсифицирована
ли БСК недобросовестным продавцом.

Остальные параметры, приводимые в сертификате, вряд ли можно проконтролировать
вне стен специализированной лаборатории. Величины вязкости указывают,
как легко БСК будет течь в тормозной системе автомобиля и не слишком ли
она загустеет при пониженной температуре. Активность водородных ионов
говорит о наличии кислоты. Для БСК эта величина должна быть не меньше
6,0 — в этом случае тормозная жидкость является щелочной и не вызывает
кислотной коррозии. Наконец, температура кипения БСК — не ниже 115°С.

Показатели качества: «Нева Химрезерв» и «Роса Химрезерв»

Для «Невы» и «Росы» в сертификате качества представлены те же показатели,
что и для БСК, кроме плотности, а также добавлены несколько новых: например,
стабильность при высокой температуре (для «Невы») и температура кипения
увлажненной жидкости (для «Росы»). При этом сразу заметно, что синтетические
тормозные жидкости кипят при гораздо более высоких температурах, чем БСК
(«Нева» — 200°С, «Роса» — 260°С).

О чем говорят новые (по сравнению с БСК) показатели? Они позволяют не
выходя из лаборатории смоделировать различные ситуации, возможные при
работе тормозной системы. Так, для оценки стабильности при высокой температуре
тормозную жидкость «Нева» нагревают до кипения (как в процессе резкого
торможения), затем охлаждают на 10°С, а потом вновь нагревают до кипения
(еще раз «резко тормозят»). Разница температур кипения при этом не должна
превышать 5°С, т.е. обязана оставаться приблизительно постоянной.

Иной метод используется для оценки качества тормозной жидкости «Роса»,
в состав которой входят органические производные бора. Эти вещества чувствительны
к влаге. Поэтому производитель нормирует температуру кипения увлажненной
тормозной жидкости: при анализе к «Росе» добавляют 3,5% воды. Иными словами,
нормальная работа тормозной системы гарантируется даже если, не дай Бог,
в нее проникла влага.

Слово из трех букв

Теперь поговорим о зарубежных продуктах, в изобилии присутствующих на
рынке Украины. Эти тормозные жидкости всегда содержат в своих названиях
запоминающееся слово из трех букв и цифры: DOT 3, DOT 4, DOT 5 или DOT
5.1. Что же означают эти буквы?

Аббревиатура DOT составлена из первых букв английских слов Department
of Transport — названия американского Министерства транспорта. Классификация
тормозных жидкостей по методам DOT в мире является общепринятой.

Жидкости DOT 3 — аналоги нашей «Невы». Жидкости DOT 4 — аналоги «Росы».
DOT 5 и DOT 5.1 аналогов среди украинских продуктов не имеют. Они близки
по свойствам и обладают еще более высокими температурами кипения и меньшими
вязкостями на холоде, чем DOT 4. Поскольку АОЗТ «Химрезерв» производит
тормозные жидкости из зарубежного сырья, на этикетках и в сертификатах
качества специально подчеркнуто, что они отвечают классификации DOT: «Нева
Химрезерв» (DOT 3) и «Роса Химрезерв» (DOT 4).

Все жидкости DOT — «Нева», «Роса», их зарубежные аналоги смешиваются
друг с другом. Однако следует помнить: ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ БСК НЕСОВМЕСТИМА
НИ С ОДНОЙ ИЗ НИХ!

Осторожно: подделка

Пока ваш автомобиль стоит на месте, качество жидкости, заполняющей его
тормозную систему, вряд ли имеет значение — лишь бы коррозии не было.
Однако в экстремальной ситуации, когда вы мчитесь по трассе и перед вами
вырастает преграда, именно качество тормозной жидкости определяет: жить
или не жить… Использование тормозной жидкости неизвестного происхождения
может превратить тормозную систему в бомбу замедленного действия, которая
взорвется в самый неподходящий момент.

Сырье для изготовления тормозных жидкостей недешево, а потому фальсифицированные
тормозные жидкости не редкость. Объективно самой дорогой из них должна
быть БСК: ее цена практически определяется стоимостью касторового масла,
доходящей до $1900 за тонну. Сегодня стоимость БСК вполне сопоставима
со стоимостью гораздо более современных тормозных жидкостей типа «Невы»
или «Росы». Поэтому создается впечатление, что популярность БСК связана
с силой привычки потребителя.

Зная цену на сырье, автолюбитель легко поймет, что тормозная жидкость,
предлагаемая по цене около $1,1 за килограмм, явно имеет признаки «ручной
работы». Мы уже говорили о том, что, к сожалению, для покупателя проверить
качество тормозной жидкости вне стен специализированной лаборатории —
задача неразрешимая. Этим пользуется армия изобретательных горе-технологов,
которые вряд ли когда-нибудь заглядывали в специальную литературу. Они
в первую очередь блюдут свой собственный интерес, а ваша безопасность
их не волнует.

Обращаем внимание на особенности национальной психологии: отечественный
потребитель легко «ведется» на «импортную» этикетку или текст, написанный
иностранными буквами. Фальсификаторы хорошо знают эту страстишку наших
покупателей. Замечательное слово из трех букв — DOT — часто фигурирует
на упаковках со смесью, которая с зарубежным продуктом и рядом не стояла…

В «досье» «Химрезерва» имеются сведения о поддельных тормозных жидкостях,
в числе компонентов которых — индустриальные масла, различные растворители,
желатин и многое другое. Такие суррогаты, очень похожие по цвету и
консистенции на настоящую тормозную жидкость, способны полностью «разъесть»
или «раздуть» резиновые манжеты, покрыть ржавчиной тормозные цилиндры
и колодки, набрать влаги до половины объема, напрочь закупорить шланги
и штуцеры какой-то вязкой смесью, намертво заморозить тормозную систему
при -10°С…

Воистину удивительно, что до сих пор, разглядывая потеки тормозной жидкости
на колесе, разбухшую рваную манжету или мутную смесь в бачке главного
цилиндра, большинству и в голову не приходит, что все дело в том, что
в систему была залита какая-то гадость. В голове рождается только одна
мысль — скорее на базар за парой новых бутылочек. И через некоторое время
печальная история повторяется…

Что делать?

В случае с тормозными жидкостями поговорка «скупой платит дважды» не
работает: есть серьезный риск, что второй раз платить попросту не придется…
Чтобы не превратить своего железного коня в груду металла, чтобы не подвергать
опасности жизнь Ваших пассажиров, не рискуйте зря. Гроши, «переплаченные»
за более качественную тормозную жидкость — ничто по сравнению с расходами
на ремонт и, не дай Бог, на лечение и отпевание… Не превращайте тормозную
систему своего автомобиля в бомбу замедленного действия. Помните: взрыватель
этой бомбы остается в руках недобросовестного продавца, а момент взрыва
недоступен вашему контролю.

Не пользуйтесь услугами случайных продавцов.

– Приобретайте тормозные жидкости, изготовленные авторитетными
производителями, в проверенных торговых точках.

– При покупке требуйте сертификат качества продукции — это залог
цивилизованных отношений производителя и продавца.

– Обратите внимание: номер партии на сертификате качества и на
этикетке приобретенной вами тормозной жидкости должен быть один и тот
же
.

Счастливого Вам пути!

Святослав КИРИЛЛОВ, доктор химических наук