X

Двигатель: Промыли – и поехали

Когда и как промывать систему смазки двигателя.

Когда и как промывать систему смазки двигателя.

Когда и как промывать систему смазки двигателя

Ресурс двигателя во многом зависит от режима смазки его деталей и узлов, на что, в свою очередь, влияет чистота системы смазки мотора (ССМ). В случае ее засорения возникает режим «масляного голодания», что приводит к ускоренному износу мотора. Избежать этого позволяет периодическая промывка системы смазки.

Когда промывка необходима?

Отношение к очистке системы смазки двигателя неоднозначно. Так, в руководстве по эксплуатации автомобилей нет указаний о том, что ее нужно производить. Но специалисты со стажем придерживаются иного мнения – систему смазки все-таки желательно промывать в следующих случаях.

Если двигатель «заправляли» маслом, не соответствующим рекомендации автопроизводителя.
Если масло не заменили своевременно.
После длительной эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях.
При попадании в масло охлаждающей жидкости (для промывки следует применить промывочное масло).
В случае приобретения подержанного авто.

Промывку системы смазки исправных двигателей, в которых используются качественные синтетические и полусинтетические масла, можно делать не чаще, чем через 5-6 замен масла. «Профилактику» моторов с большим пробегом, эксплуатируемых на «минералке», рекомендуется производить чаще – через 3-4 замены масла.

Способы промывки

Существуют три способа промывки: моющими добавками, промывочными маслами и с применением спецоборудования. Первые два способа, именуемые «классическими», наиболее популярны, третий применяется лишь на некоторых СТО.

Моющие добавки в зависимости от активности делятся на «пяти/десятиминутки» и промывки «на пробег». «Пятиминутки» заливаются в старое масло непосредственно перед заменой и за 5 – 10 минут работы двигателя на холостом ходу позволяют избавиться от большинства загрязнений. Промывки «на пробег» добавляют за 150 – 250 км перед заменой масла и после эксплуатации автомобиля в нормальном режиме (без перегрузок) сливают. В обоих случаях очистка производится со старым масляным фильтром. В результате часть загрязнений может быть вымыта из фильтра и попадет в зону рабочих поверхностей деталей, ускоряя их износ.

Промывочное масло заливают в мотор вместо отработавшего свой срок старого.

Двигатель запускают и дают ему поработать 15 – 20 минут на холостых оборотах, без нагрузки. Затем масло сливают, в систему смазки заливают свежее и устанавливают новый масляный фильтр.

К недостаткам «классических» вариантов очистки следует отнести попадание в масло грязи, вымывающейся из старого фильтра. Кроме того, из системы смазки плохо удаляются загрязнения, налипающие на сетке маслозаборника и скапливающиеся в поддоне. Они не всегда растворяются и «выходят» из двигателя при сливе «отработки».

Специальное оборудование

При «принудительной» очистке масляной системы используется промывочный стенд, который с помощью шлангов подключается к гнезду снятого масляного фильтра (старое масло из двигателя сливается) и к сливному отверстию картера. Качающий узел стенда подает из собственного резервуара чистое промывочное масло в систему смазки мотора, а загрязненное откачивается через пробку слива.

Масло, циркулируя по замкнутому контуру, подвергается в установке постоянной трехступенчатой очистке: в сетчатом фильтре, центрифуге и фильтре тонкой очистки. В результате из системы смазки удаляются загрязнения и механические частицы размером от 5 мкм до 1 мм и более. Промывка считается завершенной, когда оптическая плотность масла, поступающего в двигатель и выходящего из него, становится одинаковой. После обслуживания 3-4 машин промывочное масло в стенде заменяется новым.

Преимуществом «принудительного» способа является то, что система смазки очищается свежим маслом, поступающим в двигатель под давлением 4-5 атм.

Абразив и смолянистые отложения, вымытые из мотора, остаются в фильтрах стенда, не попадая повторно на поверхности.

Промывка осуществляется в два этапа – сначала при неработающем моторе (10 – 12 мин), затем – при запущенном (5 – 10 мин), когда эффективно промываются те масляные каналы, которые ранее были закрыты.

При обратном (по сравнению с «классическими» методами) направлении циркуляции масла из поддона лучше удаляются загрязнения и частицы износа, которые не «берет» ни промывочное масло, ни моющая добавка и которые нельзя «отсосать» через трубку масляного щупа.

Следует отметить, что чем выше давление (1 – 4 атм), установившееся в системе смазки к концу промывочного цикла (определяется по манометру стенда), тем меньше степень износа мотора.

 Препараты для очистки системы смазки двигателя

 Использование спецоборудования

 Методы промывки масляной системы двигателя
Промывка активными добавками
Простота способа.
В промывке участвуют загрязненные масло и фильтр.
В двигателе остается часть моющей добавки и старого масла.


С использованием промывочных масел

Промывка осуществляется свежим маслом.
Перед очисткой из фильтра можно слить часть загрязненного масла.
В двигателе остается часть промывочного масла.


На промывочном стенде

Более высокое качество очистки масляной системы.
Промывку можно проводить при выключенном моторе.
Снижается риск ускоренного износа двигателя при промывке.
Возможна косвенная диагностика мотора.
Редко встречается в автосервисе.
Требуется обращение на СТО.
Доп. затраты – (40 – 50 грн.).

 Остатки не сладки

При любом методе очистки масляной системы небольшое количество (50 – 150 г) масла или его смеси с промывочными добавками неизбежно остается в двигателе. Удалить их можно двумя способами: после очистки установить новый фильтр, залить в двигатель 1,5-2 л свежего масла, дать мотору поработать на холостых оборотах 3 – 5 мин, после чего смесь слить, опять заменить фильтр и залить в полном объеме масло, которое будет эксплуатироваться постоянно. Новый фильтр, с которым удалялись остатки масла, можно сохранить для повторного использования при следующей промывке.

Другой способ – продуть масляную систему после очистки сжатым (2-3 атм) воздухом, закачиваемым в отверстие трубки масляного щупа. Чтобы остатки масла лучше удалялись, фильтр и сливную пробку картера нужно выкручивать по отдельности.

Владимир Корницкий
Фото автора и Сергея Кузьмича

Редакция благодарит ООО «Экон» (г. Харьков), СТО «МП Лакерта» и магазин «Лада-Центр» за помощь в подготовке материала