X

Евро 2: плюсы и минусы

Революция, о которой так долго мечтали экологи, наконец свершится. В Украине с 1 июля 2006 года прекратится первая регистрация автомобилей, не соответствующих нормам Евро 2. Новые карбюраторные машины покинут рынок.

Революция, о которой так долго мечтали экологи, наконец свершится. В Украине с 1 июля 2006 года прекратится первая регистрация автомобилей, не соответствующих нормам Евро 2. Новые карбюраторные машины покинут рынок.

Похоже, на этот раз переносить срок введения Евро 2 не будут. В Украину завезены последние машинокомплекты для сборки карбюраторных ВАЗ-2104, -2107, максимум в конце мая прекратится выпуск моделей ЗАЗа, не соответствующих экологическим требованиям.

Из-за значительного роста количества автомобилей в Украине крупные города задыхаются от выхлопных газов. Введение Евро 2 – очередной шаг на пути в Европу, для которой введение экологических норм – это уже история.

Однако несмотря на Евро 2, воздух станет чище еще не скоро. Дело в том, что во втором полугодии 2006 года прекратится только первичная регистрация карбюраторных автомобилей. А все те машины, которые к этому моменту получат госномера, будут эксплуатироваться еще очень долго. В Украине автомобилей, соответствующих экологическим нормам Евро 2 (Евро 3), по разным оценкам 1-1,2 млн. из 8,5 млн. И ждать в ближайшие десятилетия запрета на эксплуатацию машин, не соответствующих Евро 2, нереально.

За рубежом, кстати, о запрете таких авто также речь не идет, ведь это собственность граждан, и запрещать ею пользоваться незаконно. В Европе с владельцев транспортных средств, не соответствующих экологическим требованиям, взимают повышенный налог. В Украине же чаще, наоборот, из социальных соображений для владельцев старых автомобилей налоги снижены. Одним словом, никаких ограничений на эксплуатацию, а также вторую и последующие перепродажи карбюраторных автомобилей не предвидится.

Технические аспекты

Конструкция автомобиля – не единственный фактор, влияющий на экологию. Понадобится довольно много времени и средств на организацию выпуска соответствующих видов топлива и создание сети предприятий автосервиса, способных квалифицированно обслуживать и ремонтировать современные системы питания. Бензин на некоторых наших заправках остается некачественным. В нем могут быть механические примеси, смолы, различные присадки для повышения октанового числа, да и само октановое число бензина одной и той же марки может существенно отличаться. Перечисленные факторы требуют более частого обслуживания топливной системы, а сложная конструкция инжекторного автомобиля влечет за собой повышение его стоимости.

Если для проверки работы карбюраторной системы питания в мастерской (или на СТО) достаточно иметь только газоанализатор, то современные системы впрыска требуют наличия специального диагностического оборудования и подготовленных специалистов. Когда они появятся в глубинке – вопрос сложный. Жители столицы и крупных городов избалованы обилием сервисных центров, больших и маленьких мастерских. А обитателям сел, райцентров и маленьких городов к стоимости обслуживания машины придется добавлять затраты на поездку к ближайшей СТО, а в случае потребности в ремонте – оплачивать стоимость буксировки или доставки на эвакуаторе.

Если остановившийся на дороге из-за отказа топливной системы карбюраторный ВАЗ завести вполне реально, в крайнем случае помогут «профи» на таких же машинах, то «инжектор» – вряд ли. Разве что в вашей машине есть россыпью второй комплект «электроники», и вы будете по очереди менять все элементы.

Экономические аспекты

Еще один нюанс – ценовой: как только автомобили станут соответствовать новым экологическим нормам, они сразу подорожают минимум на 500 у. е. При этом на то, что новые машины оснащены системой питания иного типа, покупатели обычно внимания не обращают. А поскольку цена подержанных авто зависит и от цены аналогичных новых машин, вероятно повышение стоимости и на вторичном рынке. И выехавшие немного раньше за ворота салонов ВАЗы не подешевеют, как обычно, а наоборот, подорожают.

Как будут развиваться события в ближайшем будущем? Если учесть, что в структуре продаж новых автомобилей ВАЗ-2107 довольно часто выходил на первое место, рост цены почти на 10% может привести к снижению общего спроса в сегменте бюджетных автомобилей после 1 июля. А в оставшиеся 2 месяца, скорее всего, спрос на карбюраторные модели, особенно ВАЗы, вырастет, и чем меньше их будет в продаже, тем сильнее возможен ажиотаж. Очевидно, предельным сроком, когда эти автомобили можно будет приобрести свободно, станет конец мая – начало июня. Поэтому наверняка уже в ближайшее время возникнет дефицит карбюраторных машин.

Александр Ландарь