X

Фэн-шуй для сушки

Выбор окрасочно-сушильных камер (ОСК) от выбора автомобиля отличается немногим. Принципиальная разница разве что в том, что перед покупкой нельзя «проехаться», то есть испытать в действии.

Выбор окрасочно-сушильных камер (ОСК) от выбора автомобиля отличается немногим. Принципиальная разница разве что в том, что перед покупкой нельзя «проехаться», то есть испытать в действии.

Выбор окрасочно-сушильных камер (ОСК) от выбора автомобиля отличается немногим. Принципиальная разница разве что в том, что перед покупкой нельзя «проехаться», то есть испытать в действии. Это можно будет проделать только после приобретения и установки камеры. Поэтому правильный выбор во многом зависит от знания ключевых параметров и показателей. Итак, чем же отличаются друг от друга окрасочно-сушильные камеры?

 Потолок

Конструкция потолка непосредственно влияет на процессы фильтрации. От нее и качества потолочных фильтров зависит равномерность движения воздушных масс по объему камеры. Если фильтр пропускает воздух неравномерно, в кабине будут возникать зоны с разной скоростью движения воздуха. Желательно присутствие в конструкции потолка рассекателей воздуха, предназначенных для превращения мощной и однородной струи от приточного устройства в рассеянную, равномерно заполняющую все пространство. Удобство обслуживания самих камер зависит от конструкции фильтровальных рам. Лучшими считаются те, в которых потолочный фильтр можно легко заменить. Потолочные фильтры тонкой очистки представляют собой плоские толстые листы синтетического материала, уложенные в специальные решетчатые кассеты. Средняя замена потолочного фильтра, выполненного из хорошего фильтровального материала, может производиться после 1000 часов работы ОСК.

Вывод: площадь фильтрующего потолка должна быть максимальной, наличие рассекателей очень желательно, а замена фильтров силами одного-двух рабочих должна занимать не более полутора часов.

 Основание

ОСК могут монтироваться на бетонном фундаменте с углублением 550 мм или, если невозможно выполнить углубление – при наличии подвала, грунтовых вод и т. д. – на металлическом основании высотой 300 мм или 500 мм (для моделей, в которых воздухообмен превышает 28 тыс. м куб. в час). Металлическое основание значительно облегчает и удешевляет подготовительные работы по монтажу камеры и входит в стандартный комплект поставки.

 Ворота

Ремонтируемый автомобиль въезжает в кабину через ворота камеры. В основном они у разных производителей схожи: герметичные, легко закрывающиеся створки с окнами. Более практичны конструкции не с двумя, а с тремя и даже четырьмя створками – чтобы их открыть, не нужно много пространства перед камерой. Кроме въездных ворот, камеру оснащают дверью для персонала, которая ведет в рабочую зону, а также дополнительной сервисной дверью, которая дает доступ в колеровочную лабораторию (обычно ее размещают рядом). Такое расположение позволяет маляру заменять краскопульт или вносить в камеру подготовленные материалы, не выходя в пыльную зону цеха.

 Стены

Если время «жизни» автомобиля определяется сроком службы его кузова, то и долговечность ОСК полностью зависит от конструкции кабины. Корпуса всех кабин собирают из сэндвич-панелей (оцинкованные стальные листы толщиной 1 мм, склеенные со спрессованным слоем изоляции). Cпособ стыковки панелей между собой влияет на такие показатели как герметичность, жесткость конструкции и восприимчивость к вибрационным нагрузкам. Корпуса более дешевых камер монтируются с помощью крепежных элементов. Куда лучше применить специальные схемы крепления, например, «шип-паз» (Blowtherm). Надежны также рамные конструкции.

Срок службы самих сэндвич-панелей определяется материалом, из которого сделана теплоизоляция. Панели с полиуретановым наполнителем быстро стареют (наполнитель «рассыпается» от вибрации), кроме того, пожароопасны. Минеральная теплоизоляция не горит, и чем лучше она спрессована, тем долговечнее камера и выше показатели ее экономической эффективности.

 Полы

Составная часть конструкции пола – решетки. Равномерность обдува автомобиля воздухом зависит от формы полов и размещения в них решеток.

Полностью выполненный из решеток пол дороже как в закупке, так и в эксплуатации. Подлежащих замене фильтров здесь вдвое больше, чем у других моделей, но, с другой стороны, фильтры по всей площади пола эффективнее поглощают пыль. Отпадает необходимость в уборке, поскольку практически всю пыль улавливают фильтры. Чем больше их площадь, тем лучше: меньше сопротивление воздушному потоку и реже замены. В частично решетчатом полу решетки расположены в центральной части кабины. У таких моделей привлекательная цена, но их эксплуатация связана с некоторыми неудобствами – нужно ежедневно проводить влажную уборку в камере. При окраске «тяжелых» (в том числе бронированных) автомобилей критичным является показатель нагрузки на отпечаток колеса. Предпочтение лучше отдать качественным ОСК, у которых он составляет не менее 800 кг.

 Габариты

Как и всякая «примерка», подбор окрасочно-сушильной камеры начинается с обмера «собственных» габаритов. При этом учитывают габаритные характеристики окрашиваемых автомобилей и свободное пространство перед камерой, необходимое для беспрепятственного их въезда и выезда. Маляру с краскопультом нужен 1 метр свободного пространства по периметру машины. По опыту можно судить, что для абсолютного большинства автомобилей, встречающихся у нас, достаточно ОСК с внутренними размерами 7х4 м. Высота кабины (2,5-3 м), рассчитанная с учетом допустимого угла наклона краскопульта, позволяет окрашивать крыши всех легковушек. Для рамных полноприводных автомобилей, микроавтобусов, минивэнов, грузовых и грузопассажирских авто, «рост» которых составляет 1850 (+/-150) мм, предназначены кабины увеличенной высоты.

 Агрегатная и вентиляторная группы

Сердцем камеры, конечно же, является термовентиляционный блок. Он обеспечивает нагрев поступающего в нее воздуха и эффективную вентиляцию.

Особенности конструкции агрегатной группы влияют на экономию и возможность регулирования температуры и воздухообмена в кабине. Чем качественнее теплообменник, тем меньше топлива требуется для нагрева равного количества воздуха. Горелки могут быть одно- или двухступенчатыми. Многоступенчатые позволяют более точно выдерживать тепловой режим, экономнее расходовать топливо. Камера должна быть оснащена и подающим, и вытяжным вентиляторами. Плавно регулировать воздухообмен в камере маляр может, задавая скорость вращения вентиляторов. Это возможно, если они имеют прямой (а не ременной) привод с инверторными двигателями.

Перед подающим вентилятором обычно устанавливают недорогие предварительные фильтры, которые задерживают крупную пыль. Периодичность их замены зависит от их площади, конструкции и места расположения СТО.

На выходе вентиляционного блока устанавливается еще один фильтр с картриджем из активированного угля, который задерживает порядка 75% летучих веществ, находящихся в выбрасываемом из камеры воздухе. Кстати, хорошие камеры оснащаются датчиками степени загрязнения фильтров и снижения скорости воздушного потока. Их присутствие позволяет снизить вероятность появления дефектов при окраске и проводить техническое обслуживание ОСК в зависимости от реального загрязнения фильтров.

 Топливо

Немаловажно и то, какое горючее будет использоваться – газ или дизтопливо. Применяют и мощные электронагреватели, но эксплуатация таких камер в 3 – 5 раз дороже. Поэтому именно о топливе лучше задуматься до того, как выбрать ту или иную камеру. Почему? Требования по пожарной безопасности, охране труда и т. п. особенно «свирепы» для ОСК, в которых как топливо используется газ. Тем не менее, применение этого горючего дает немалую экономию – 30 – 40 %. А это, в свою очередь, при налаженном производстве, определяет «скорость» возврата инвестиций, вложенных в ОСК.

 Освещенность

От освещенности кабины будут зависеть результаты работы маляра. Как в операционной, здесь не должно быть теней, и окрашиваемый автомобиль необходимо равномерно осветить со всех сторон. Хорошая освещенность – это не только яркие лампы, но и их расположение. Маляру необходимо контролировать толщину слоя наносимого лакокрасочного материала по отблеску от источников света. А значит, ОСК должна располагать набором средств для обеспечения бестеневого освещения автомобиля. Для стандартной 7-метровой кабины рекомендуется освещенность порядка 1400 люкс. Самый «качественный» свет получается, если верхний ряд светильников наклонен внутрь камеры под углом 22°. Традиционные блоки с дополнительной осветительной арматурой встроены в боковые панели, у новых – вертикальное угловое размещение. В последнем случае дефлектор освещения сконструирован таким образом, что свет рассеивается по всей поверхности автомобиля.

Кроме этого, изнутри и снаружи кабины камеры стены покрываются специальной белой краской с антибликовым эффектом.

 Рекуперация и рециркуляция

Экономичность ОСК зависит от эффективности использования топлива и энергии подогретого воздуха в различных режимах. В режиме покраски экономию обеспечивает блок рекуперации – дополнительный теплообменник, с помощью которого теплый воздух, выбрасываемый из кабины в атмосферу, подогревает поток входящего в камеру воздуха.

В цикле сушки экономию обеспечивает система рециркуляции, направляющая до 85% подогретого воздуха обратно в камеру. При этом необходимо нагревать только 15% всего воздушного потока.

 МНЕНИЕ  

Андрей Марченко
Редактор журнала «СПЕЦ», компания «Автомеханика»

Как и было заявлено, мы продолжаем совместные исследования автосервиса. Комплектация цехов и участков СТО – дело серьезное. Поэтому разговор наш может показаться более академичным и менее художественным, чем в прошлый раз («АЦ» № 34 за 2005 год). В данной статье речь пойдет о конкретных параметрах, оперируя которыми, специалист сможет оценить уровень окрасочно-сушильных камер.

Андрей Марченко
Фото Blowtherm