Газ как топливо: да и нет
Бензин продолжает дорожать, поэтому многие автовладельцы снова склоняются к установке газобаллонного оборудования. Оправдано ли это сегодня и как изменился рынок ГБО за год?
Бензин продолжает дорожать, поэтому многие автовладельцы снова склоняются к установке газобаллонного оборудования. Оправдано ли это сегодня и как изменился рынок ГБО за год? |
Ранее для снижения затрат на топливо было два пути – либо покупка модели авто с дизельным мотором, либо установка газобаллонного оборудования (ГБО). Но так как динамика роста стоимости дизтоплива заметно выше, чем газа, сегодня целесообразнее устанавливать ГБО. Наиболее оптимальный вариант – покупка нового авто с газобаллонным оборудованием, однако такие машины к нам официально практически не завозят из-за необходимости сертификации, дополнительного оснащения СТО и малого на них спроса. Только запорожские ЗАЗ Lanos 1,4 и иранские Samand можно купить уже с ГБО – первые с пропан-бутановым (сжиженный газ), вторые – с метановым (сжатый газ, СNG).
Тенденции
За последний год на рынке ГБО отмечены положительные сдвиги. Основные операторы этого сегмента стали более опытными, вооружились спецоборудованием и предлагают потребителям широкий спектр ГБО польского, турецкого, итальянского и голландского производства. Как правило, оно прошло «местные» испытания, и известны все тонкости его монтажа, настройки и эксплуатации. Тем не менее, к выбору места установки ГБО следует относиться очень скрупулезно, ведь из-за неправильного подбора форсунок и редуктора, монтажа системы и ее настройки можно получить столько дополнительных расходов и затрат времени, что желание использовать газ как топливо быстро пропадет. А чтобы некоторые нюансы при установке и эксплуатации ГБО не удивляли, нужно знать все «за» и «против», а также правила эксплуатации машины с двухтопливной системой питания.
| |
Сжиженный или сжатый?
Сжиженный и сжатый газ – разного происхождения. Их теплотворные способности практически одинаковы. Но в использовании проявляются преимущества и недостатки каждого, которые следует учитывать при выборе.
Сжатый – природный газ метан. Его сжимают и закачивают в баллоны с помощью компрессорных установок. Плотность этого газа при атмосферном давлении в 1000 раз меньше, чем бензина. Поэтому для хранения метана в объеме, равном бензобаку, его сжимают путем повышения давления до 200 атм. Метан дешевле (2,40 грн.) пропан-бутана (3,80–4,00 грн.), но при этом ГБО под метан стоит дороже (от $900 с баллонами). Устанавливать нужно несколько баллонов (сейчас они в дефиците), которые занимают много места, а сеть заправочных станций в Украине плохо развита.
Сжиженный, или нефтяной газ представляет собой пропан-бутановую смесь, выпавшую в конденсат при добыче нефти и газа. Хранят и перевозят это топливо под давлением 16 атмосфер – так обеспечивается его жидкое состояние. Инфраструктура газовых заправок уже достаточно развита и часто находится на обычных АЗС.
| |
Преимущества и недостатки газа(сжатого и сжиженного)
|
Виды ГБО
Сжиженный газ (пропан-бутан). Сегодня намного чаще устанавливают ГБО для работы на сжиженном газе. Существует несколько поколений данного оборудования. Самое простое – для автомобилей с карбюраторной системой питания. Необходимое для подачи в цилиндры количество газа определяет механическая система на основании величины разрежения во впускном коллекторе. Цена такого ГБО в зависимости от типа баллона (цилиндрический или тороидальный) – $300–400.
Наиболее оптимальный вариант – покупка нового авто с газобаллонным оборудованием, однако такие машины к нам официально практически не завозят.
| |
Для инжекторных машин предлагается два типа оборудования – с центральным смесителем, как в карбюраторном ГБО, и с газовыми форсунками (инжекторами), впрыскивающими топливо во впускной коллектор у впускных окон каждого цилиндра. ГБО первого типа устанавливается, как правило, на моторы с устаревшей системой питания – с лямбда-зондом и без него, с катализатором и без него. Его особенность – возможность запуска на газе (т. е. в баке может отсутствовать бензин). Однако для этого нужно поставить дополнительные электронные устройства, отключающие электробензонасос. Стоит такое оборудование $450–600.
Форсунки разных конструкций отличаются производительностью, точностью и склонностью к загрязнению. | |
Чтобы максимально снизить вероятность загрязнения форсунок, систему подачи газа желательно вооружить несколькими фильтрами – до и после редуктора. Причем перед форсунками должен стоять фильтр-отстойник (фото справа) для сбора газового конденсата. |
Инжекторное ГБО представлено на нашем рынке несколькими видами, рассчитанными для работы в паре с бензиновыми системами питания разных поколений – с одним и двумя лямбда-зондами и т. д., которые соответствуют экологическим нормам Евро 2, Евро 3, Евро 4. Такое оборудование имеет собственный электронный блок управления (ЭБУ), дозирующий газообразное топливо на основании импульсов, поступающих на бензиновые форсунки, а также данных нескольких датчиков – температуры газа в редукторе и т. д. Его цена – от $900 до $2000 (для 4-цилиндрового мотора) в зависимости от производителя и расценок на установку.
Сегодня наибольшим спросом пользуется оборудование четвертого поколения (с газовыми форсунками), предназначенное для инжекторных машин. ГБО третьего поколения для таких же автомобилей теряет актуальность из-за большего расхода газа и худшей динамики разгона.
Метановые баллоны только цилиндрические, а вот пропан-бутановые бывают и тороидальными под нишу запасного колеса. Но «торы» не оснащаются электронным датчиком уровня газа. |
Сжатый газ (метан). Газотопливная система для работы двигателя на метане аналогична пропановой. Отличия обусловлены более высоким давлением хранения метана, что требует использования дорогих цилиндрических баллонов (тороидальных не бывает). Метановый редуктор не двух-, а трехступенчатый. Для подачи газа могут применяться также смеситель (старые конструкции ГБО) и форсунки (для инжекторных машин). Данное оборудование дороже пропанового в основном из-за большей стоимости баллонов под высокое давление.Некоторые СТО в Украине предлагают установку метанового ГБО и на дизельные моторы, однако это оборудование достаточно дорогое. Ориентировочная стоимость установки составляет более 3500 у. е.
Наиболее удобное для автовладельца место размещения заправочной «горловины» – в лючке бензобака, а самое непрактичное – возле брызговика. Средний вариант – сзади, под бампером. |
| |
Новинки рынка ГБО
Компания «Автогаз Украина групп» начала поставлять и устанавливать оборудование четвертого поколения премиум-сегмента, выпущенное в Голландии. Оно дороже итальянского и польского, зато ресурс его узлов (ЭБУ (1) и редуктор (2) – голландские, форсунки (3) – японские), по утверждению продавцов, выше. Уже принимаются заказы и на комплекты для некоторых моторов с непосредственным впрыском топлива. Производители разработали индивидуальный подход к таким агрегатам, выпуская ГБО под конкретные двигатели. Стоимость подобного оборудования колеблется в пределах $1400–1600 (для 4-цилиндровых моторов).
Компания «Автотема» предлагает потребителям ГБО 4-го поколения с новыми итальянскими блоками управления AGIS (1), сервисное программное обеспечение которых позволяет подключаться и к ЭБУ бензиновой системы питания. Теперь установщики могут более точно настраивать ГБО. Упростился и процесс диагностики всей двухтопливной системы питания при возникновении каких-либо сбоев, т. е. уже не нужно ездить отдельно к газовщикам и диагностам бензиновых систем. ЭБУ AGIS комплектуется вместе с итальянскими форсунками APIS (2), которые отличаются высокой точностью работы и средней производительностью (не для высокофорсированных моторов).
Компания «Мрия-Импекс» за последний год усилила свои производственные мощности, вооружив СТО более современным диагностическим программным обеспечением, а также оборудованием для калибровки и чистки форсунок. Новая сервисная программа «Сканматик» предназначена для диагностики электронных систем и блоков управления (ЭБУ) автомобилей. Такое оснащение встречается пока далеко не у всех газовщиков, однако в условиях периодического удорожания голубого топлива и использования газа с большим количеством примесей полноценно обслуживать и ремонтировать ГБО без данного оборудования сложно. Кроме того, подверглись модернизации форсунки Rail IG1. В новом исполнении они получили название IG1 Apache.
Система очистки газовых форсунок (1), а также впускных клапанов подключается к газопроводу ГБО вместо фильтра-отстойника. Стендом калибровки форсунок (2) можно корректировать их производительность. |
Дополнительное оборудование
В продаже появилось допоборудование, которое исключает или снижает влияние некоторых негативных факторов на работу двигателя.
Одна из таких новинок – система смазки впускных клапанов, в просторечии «капельница». Дело в том, что в бензиновой системе питания распыленное топливо попадает на рабочую поверхность тарелки клапанов и их седел, обеспечивая их смазку и охлаждение. При работе на газе такой смазки нет, поэтому седла изнашиваются интенсивнее, быстрее «уходят» тепловые зазоры клапанов (при отсутствии гидрокомпенсаторов). И если не сократить интервал регулировки зазоров, результат может быть плачевным – потеря компрессии, прогорание клапанов. Чтобы исключить этот негативный фактор, к впускному коллектору подключается система, распыляющая спецприсадку, например, лубрикатор FlashLube. Попутно она улучшает и теплообмен между клапаном и седлом головки блока цилиндров, снижая вероятность прогорания тарелок клапанов.
Бачок системы смазки впускных клапанов устанавливается в любом свободном уголке моторного отсека. |
Другая новинка – вариатор опережения зажигания для корректировки работы системы зажигания. Поскольку октановое число газа (и сжиженного, и сжатого) выше, чем бензина, для эффективного его сгорания желательно увеличить угол опережения зажигания. Особенно актуальна данная система для моторов, работающих на метане. Дополнительное оборудованиеБачок системы смазки впускных клапанов устанаваливается в любом свободном уголке моторного отсека.