X

Газ на Nexia

Мы продолжаем знакомиться с особенностями монтажа газобаллонного оборудования на автомобили с моторами разных поколений. В этом номере «АЦ» речь пойдет о том, как специалисты компании «Сервис Газ Украина» подобрали ГБО для Daewoo Nexia.

Мы продолжаем знакомиться с особенностями монтажа газобаллонного оборудования на автомобили с моторами разных поколений. В этом номере «АЦ» речь пойдет о том, как специалисты компании «Сервис Газ Украина» подобрали ГБО для Daewoo Nexia.

Мы продолжаем знакомиться с особенностями монтажа газобаллонного оборудования на автомобили с моторами разных поколений. В этом номере «АЦ» речь пойдет о том, как специалисты компании «Сервис Газ Украина» подобрали ГБО для Daewoo Nexia.

Казалось бы, какие сложности могут быть с переводом Daewoo Nexia на «голубое топливо»? Ведь уже тысячи владельцев вооружали этот автомобиль газобаллонным оборудованием четвертого поколения! Но, оказывается, есть нюансы, неизвестные многим мастерам, которые уже после установки ГБО отправляют своих клиентов доводить машины до ума на другие СТО или убеждают их в том, что горящая лампочка Chеck Engine или, к примеру, хлопки в выпускном тракте – это нормальное явление для работы мотора на газе.

Главный источник проблем после установки ГБО на Nexia – морально устаревшая система попарно-параллельного впрыска топлива, т. е. подача топлива в зону впускных клапанов одновременно осуществляется форсунками двух цилиндров. Таким образом, в одном случае бензин сразу поступает в цилиндр, а в другом смесь на какой-то период задерживается в зоне впускного клапана. Через один оборот коленвала уже открывается впускной клапан другого цилиндра, а топливо в этот момент опять-таки впрыскивается двумя форсунками. Поскольку порция топлива на каждый цилиндр делится на две части, они получаются маленькими, т. е. бензиновые форсунки открываются на очень короткое время – 1,5-1,7 миллисекунды. Выше­упомянутые проблемы, собственно, и возникают, если при установке ГБО не учли этот фактор, т. е. неправильно подобрали газовые форсунки. Для нормальной работы газобаллонного оборудования на Daewoo Nexia требуется использование высокоскоростных и высокопроизводительных форсунок, которые успевают за короткий промежуток времени впрыскивать требуемые порции газа. Для Nexia специалисты «Сервис Газ Украина» рекомендуют южнокорейские форсунки Hana 2000, которые не только отвечают вышеуказанным требованиям, но и отличаются высокой надежностью и устойчивы к загрязнению.

Газовые форсунки Hana 2000 конструктивно схожи с бензиновыми форсунками. Они устойчивы к загрязнению и не требуют калибровки.

В корпус газового редуктора AGC Vito вмонтирован фильтр очистки сжиженного газа от механических примесей.

В 42-литровый баллон Tugra Makina с мультиклапаном Tomasetto входит 34 л сжиженного газа (пропан-бутана).

Фильтр паровой фракции очищает газ непосредственно перед форсунками.

Заправочный вентиль разместили в лючке бензобака, но с переходником-удлинителем.

Конструктивно примитивная система питания Daewoo Nexia требует грамотного подбо­ра комплекта ГБО 4-го поколения.

Одно из требований к нашему ГБО – доступная цена, поэтому выбрали польский блок управления AG Compact. Функционально этот блок оснащен всем, что нужно для обеспечения хорошей работы газобаллонного оборудования, он не требует сложных настроек, очень прост в установке и подключении, а главное, обладает способностью самонастройки под конкретный автомобиль. Последняя характеристика очень важна, так как подобное оборудование могут устанавливать и не высококлассные специалисты. Кстати, чем лучше применяемые форсунки, тем легче электронике настроиться на нормальную работу. Так что сочетание форсунок Hana 2000 и ЭБУ AG Compact оказалось идеальным. Попасть в эконом-класс этот блок управления смог благодаря недорогому пластиковому корпусу с интегрированным внутрь МАР-сенсором, и удешевлению некоторых других элементов, например, электроразъемов.

Еще один важный узел ГБО – газовый редуктор. Мы взяли AGC Vito (производство Autogaz Centrum), который стоит дешевле, чем более именитый Tomasetto. Из особенностей редуктора Autogaz Centrum Vito установщики отметили высокую эффективность испарения и подогрева, и это при доступной цене.

В качестве емкости для газа был установлен турецкий 42-литровый торроидальный баллон Tugra Makina с мультиклапаном Tomasetto, оснащенным электроклапаном. В случае любых проблем, например, обрыва трубопровода, короткого замыкания и т. д., электроклапан отключает поступление газа в моторный отсек. Производство баллонов Tugra Makina сертифицировано в Украине, а продукция данного производителя имеет допуск на установку на сборочных конвейерах.

Профессиональная установка и качественный комплект ГБО эконом-класса на Daewoo Nexia обойдутся в 5800 грн.

Для подачи газа от баллона к редуктору использована пластиковая трубка Faro (Италия), выдерживающая давление до 250-ти бар. Она сертифицирована автопроизводителями, не горит и легко поддается гибке, что ускоряет процесс установки в разы. Ее альтернатива – медная трубка сложнее в монтаже и окисляется под действием присутствующей в газе (пропан-бутане) кислоты. Продукты окисления впоследствии попадают в фильтр, что требует его более частой замены. В случае с пластиковыми трубопроводами фильтры меняют намного реже, а это тоже экономия.

Для оптимизации топливоподачи газовые форсунки врезали вблизи бензиновых.

Кнопка управления, помимо индикатора наполнения газового баллона, имеет индикатор неисправности газобаллонного оборудования.

Подводя итог переоборудования, в первую очередь отметим, что нас впечатлила цена – 5800 грн. Хотя на данное ГБО действует акция, однако и неакционная цена тоже весьма привлекательна, тем более что на Daewoo Nexia установлено оборудование, обеспечивающее экономию, безопасность и удобство эксплуатации. Важно и то, что даже без настройки специалистов (произведена была только автокалибровка) электронный блок управления AG Compact обеспечил нормальную работу двигателя, сопоставимую с работой на бензине без потери тяговых и динамических характеристик. Периодическое загорание лампочки Check Engine прекратилось после замены свечей зажигания.

Окупаемость ГБО AG Compact с затратами на ТО

Среднесуточный пробег, км

Период окупаемости, месяцы

30

13,5

50

8,5

80

5,5

100

4,5

Юрий Дацык
Фото Сергея Кузьмича