X

Газовая турбина?

Можно ли установить ГБО на автомобиль с турбированным двигателем.

Можно ли установить ГБО на автомобиль с турбированным двигателем.

Можно ли установить газобаллонное оборудование на автомобиль с турбированным двигателем?

Д. Мержанов, г. Бердичев

Оборудовать бензиновый турбированный мотор ГБО можно, однако следует быть готовым ко многим проблемам, связанным со спецификой дозирования топливной смеси, которая на ГБО 1–3 поколений зависит от разряжения во впускном коллекторе. Когда водитель нажимает на акселератор, разряжение уменьшается и вакуумно-механический редуктор ГБО увеличивает подачу газа, а когда отпускает – разряжение увеличивается и редуктор снижает количество газа, подаваемого в цилиндры.

На моторах с принудительным наддувом (неважно – с турбиной или механическим компрессором) разряжения во впускном коллекторе при «рабочих» оборотах турбины нет, более того – давление там избыточное. При таких условиях вакуумный редуктор работать не может. Но выход есть: специалисты «заставляют» редуктор сравнивать давление во впускном коллекторе не с атмосферным, а с давлением во впускной трубе, которая находится сразу за турбиной. Полость второй (у метанового ГБО – третьей) ступени редуктора через штуцеры и трубку они связывают с «гофрой», идущей от «улитки» турбины.

Основное внимание при монтаже ГБО на двигатель с наддувом следует уделить настройке. Вероятность хлопка газовоздушной смеси во впускном тракте при этом достаточно велика, что может вызвать разрушение промежуточного охладителя воздуха – интеркулера, которым оснащены некоторые современные турбомоторы. Поэтому обращаться нужно только к опытным специалистам-газовикам.

Вышеперечисленные проблемы отсутствуют при установке на наддувный двигатель ГБО четвертого поколения – с распределенным впрыском газа и электронным управлением. Единственное, что нужно дополнительно сделать, это повысить давление газа в рейке форсунок. Данная величина записана в рекомендациях производителей ГБО и известна отечественным установщикам, а кроме того, электронные блоки управления некоторых систем четвертого поколения имеют дополнительную программу для турбированных моторов.

Подготовили Юрий Дацык, Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка