X

Герметичность системы охлаждения: Чтобы двигатель не закипел

Как только столбик термометра поднимается выше 30°С, на улицах можно увидеть все больше машин, стоящих с поднятыми капотами: подвела система охлаждения, и двигатель перегрелся.

Как только столбик термометра поднимается выше 30°С, на улицах можно увидеть все больше машин, стоящих с поднятыми капотами: подвела система охлаждения, и двигатель перегрелся.

cистема охлаждения должна быть герметичной

Как только столбик термометра поднимается выше 30°С, на улицах можно увидеть все больше машин, стоящих с поднятыми капотами: подвела система охлаждения, и двигатель перегрелся.

Причин перегрева двигателя «в возрасте» множество: загрязнения радиатора, неисправный термостат или датчик температуры, изношенный привод вентилятора или помпа. Но главная и, как ни странно, наиболее частая причина сбоев в работе системы охлаждения – нарушение герметичности ее узлов и соединений. Поэтому необходимо регулярно проверять, нет ли утечки охлаждающей жидкости. Даже небольшое, но быстрое снижение уровня антифриза должно настораживать – просто так охлаждающая жидкость никуда не исчезает, а ее потери за счет испарения не превышают 150 – 200 граммов в год.

Куда же может деваться дорогой во многих смыслах антифриз, и на что нужно обращать внимание при уходе за системой охлаждения?

Как правило, «уставший» элемент (вроде «задубевшего» шланга или изношенной помпы) отказывает при нагрузке в самый неподходящий момент – в дальней дороге, напряженной пробке и т. д. Регулярный осмотр и профилактическая замена некоторых деталей позволят сохранять уровень антифриза неизменным на протяжении многих лет. А это – сэкономленное время, деньги и нервные клетки.

Радиатор

Время и действие этиленгликоля – это разрушительная комбинация, которая проедает «соты» радиатора, и дорогостоящую деталь приходится менять. Латунные (и медные) радиаторы предпочтительнее алюминиевых, поскольку более долговечны и поддаются пайке. У многих радиаторов боковые бачки выполнены из пластика, который со временем становится хрупким и может лопнуть – к примеру, при замене подводящих шлангов.

Радиаторы подвержены коррозии не только изнутри – соль, которой посыпают дороги в больших городах, весьма охотно «съедает» алюминий. Ремонт радиатора если и помогает, то ненадолго.

Все это справедливо и по отношению к радиатору «печки», который спрятан под приборной панелью и при потере герметичности наполняет салон горячим «тосолом».

Крышка расширительного бачка

Многие автомобилисты недооценивают важность крышки расширительного бачка, которая, являясь выпускным и впускным клапаном системы, позволяет создавать в ней давление выше атмосферного. Но если этот показатель достигает 1,1 кгс/см2, выпускной клапан открывается, предотвращая тем самым повреждение деталей. Недопустимо удалять клапан из крышки – это не только снижает температуру кипения антифриза на 15 – 20 градусов, но и чревато разрывом расширительного бачка.

Водяной насос

Водяной насос (или помпа, как его еще называют) – не менее ответственная деталь, ведь именно он обеспечивает циркуляцию жидкости в системе. Он же не менее часто пропускает антифриз через изношенный сальник. Многие «помпы» при повышенном износе издают пронзительный визг – это значит, что подшипник насоса вот-вот заклинит, из-за чего весь узел просто развалится. Однако некоторые насосы имеют обычный двухрядный подшипник (например, ВАЗ-2108), который не смазывается антифризом и потому менее зависим от качества охлаждающей жидкости. Правда, негерметичность сальника в этом случае также не сулит ничего хорошего – попадающий в подшипник антифриз вымывает заводскую смазку, существенно сокращая срок службы насоса. А остановка помпы приводит к обрыву ремня ГРМ, что для многих моторов (в ВАЗ-2108, -2112 и некоторых иномарках) грозит «встречей» клапанов с поршнями.

Шланги и соединения

Под действием перепадов температур и давления резиновые патрубки постепенно теряют эластичность и покрываются микротрещинами, вследствие чего могут лопнуть прямо в пути. При длительной эксплуатации автомобиля (отечественного – более пяти лет, иномарки – больше десяти) желательно поменять все шланги системы охлаждения и хомуты. Не используйте ленточные хомуты – они не обеспечивают такой плотности затяжки, как встречающиеся в продаже винтовые. И будьте внимательны – края многих дешевых хомутов острые и могут повредить патрубки при затягивании.

Наиболее уязвимым является шланг, который идет от блока цилиндров к радиатору печки и проходит в непосредственной близости от приемной трубы выпускного коллектора.

Привод вентилятора

Часто причиной перегрева двигателя является неисправность электропривода или муфты вентилятора. В первом случае причину отказа вентилятора следует искать в электроразъемах и датчике включения вентилятора. Если там все в порядке, значит, придется заменить электродвигатель. При наличии гидромуфты причину отказа следует искать в ней самой.

Олег Полажинец