X

Иду по приборам

Впервые о системах ночного видения мы писали еще в 1998 году. Однако тогда они не стали массовым допоборудованием и только сейчас начали устанавливаться на автомобили представительского класса и дорогие внедорожники. Чтобы проверить эти системы в действии, компания Bosch в Германии организовала тест.

Впервые о системах ночного видения мы писали еще в 1998 году. Однако тогда они не стали массовым допоборудованием и только сейчас начали устанавливаться на автомобили представительского класса и дорогие внедорожники. Чтобы проверить эти системы в действии, компания Bosch в Германии организовала тест.

Как работают автомобильные системы ночного видения

Впервые о системах ночного видения мы писали еще в 1998 году. Однако тогда они не стали массовым допоборудованием и только сейчас начали устанавливаться на автомобили представительского класса и дорогие внедорожники. Чтобы проверить эти системы в действии, компания Bosch в Германии организовала тест.

Принципы

В автомобилестроении используется два типа систем ночного видения (Night Vision), которые отличаются принципом действия. Первый тип – пассивные системы, оснащенные тепловизорами – устройствами, которые улавливают инфракрасное излучение. Каждый предмет, если его температура выше абсолютного нуля (минус 273°С), является его источником. Улавливая тепловые лучи, система преобразует их в картинку. И чем выше температура предметов, тем ярче они выглядят на картинке, а «холодные» предметы более размыты. Из-за этой особенности пассивные системы способны ослеплять водителей, так как лампы накаливания встречных машин – это мощный источник теплового излучения.

Первым автомобилем, который оснастили системой ночного видения, стал в 1998 году Саdіllас Dе Villе. Его система состоит из трех основных узлов: приемника инфракрасного излучения, электронного блока с пультом управления и специального жидкокристаллического дисплея.

Второй тип автомобильных систем ночного видения, который недавно представила компания Bosch (Bosch Night Vision), относится к так называемым активным системам. Здесь применена технология Near Infrared (NIR), использующая ближнюю область ИК-спектра. Современные полупроводниковые датчики КМОП (CMOS) обеспечивают высокую детальность изображения и широкий обзор, что заметно повышает уровень безопасности вождения, так как картинка легко интерпретируется. Система подсвечивает невидимыми для человеческого глаза инфракрасными лучами объекты, а специальная камера фиксирует их отражение. Активная система по сравнению с пассивной и детальнее «читает» пространство, а также способна более качественно распознавать «холодные» предметы – указательные столбы, дорожные знаки, потерянный груз, стоящие автомобили и даже дорожную разметку.

Инфракрасные лампы встраиваются в передние фары автомобиля, а цифровая видеокамера – перед салонным зеркалом заднего вида. Изображение обрабатывается блоком управления системы и выводятся на дисплей в виде реалистичной черно-белой картинки с высокими разрешением и контрастностью. Система позволяет четко видеть других участников движения и препятствия на расстоянии до 150 м, что почти в четыре раза больше, чем при свете обычных фар ближнего света. При этом система не ослепляет водителей встречных автомобилей.

Стоит также отметить, что цифровая видеокамера может взаимодействовать (и днем, и ночью) с другими электронными системами автомобиля, которые призваны облегчить жизнь водителю – например, системой предупреждения о сходе с полосы (Lane Departure Warning) или распознавания дорожных знаков.

Практика

Пока «бошевскую» систему ночного видения устанавливают только в новый Mercedes S-Klasse. Именно в этой машине мы и испытывали систему во время ночной поездки по Штутгарту и его окрестностям. В городе столкнулись с довольно серьезной «проблемой» – долго не могли найти неосвещенных улиц и переулков. Поначалу все время казалось, что в твой щиток приборов вмонтировали черно-белый телевизор, и приходилось постоянно решаешь дилемму, куда смотреть – в лобовое стекло или на монитор. Позже в городе выработалась тактика: пока нет встречных машин, смотришь в лобовое стекло, при их появлении из-за слепящих фар взор переводишь на экран щитка приборов.

На трассе отношение к телекартинке несколько меняется. Понимая, что система обеспечивает большую дальность видимости, на телевизионную картинку смотришь практически все время. Но сначала было сложно игнорировать дорогу – своим глазам человек пока доверяет больше. Хотя со временем наверняка привыкнешь.

После короткого часового путешествия обнаружили только один недостаток системы Bosch Night Vision – из-за того, что изображение проецируется на щиток приборов, смотря в лобовое стекло, трудно заметить препятствие на дороге, которое уже видно на экране системы. Из этого следует вывод, что в темноте ехать все-таки лучше только по прибору.

Поездив по освещенным улицам ночного Штутгарта с его практически идеальными дорогами, задался вопросом: а зачем в Германии такие системы?

Вот на наших неосвещаемых во многих городах улицах и на разбитых дорогах система ночного видения пришлась бы кстати не только владельцам новых S-классов.

Отсутствует эффект ослепления фарами встречных машин
Четкое контрастное изображение
Большая дальность действия
Необходимость адаптации
Экран расположен далеко от лобового стекла

 Зачем автомобилю Night Vision

Разработать автомобильные системы ночного видения специалисты компании Bosch решили после изучения статистики ДТП. Участки, где используется дальний свет, составляют всего 15% от общей протяженности автодорог в Европе. На темное время суток приходится лишь 20% пробега автомобилей, но при этом почти половина всех серьезных аварий происходит ночью или в сумерках. На ночные ДТП в Европе приходится 45% всех аварий со смертельным исходом, а в США – 49%.

Юрий Дацык
Фото автора и Bosch
Киев – Штутгарт – Киев

Редакция благодарит компанию Bosch за помощь в организации поездки