X

Ищем качество на карте

Что мы заливаем в бак своего автомобиля? Безусловно, топливо. Но насколько оно качественное, известно только… Хотя скоро ситуация может измениться. В нашей стране презентовали проект «Карта качества топлива Украины».

Что мы заливаем в бак своего автомобиля? Безусловно, топливо. Но насколько оно качественное, известно только… Хотя скоро ситуация может измениться. В нашей стране презентовали проект «Карта качества топлива Украины».

Что мы заливаем в бак своего автомобиля? Безусловно, топливо. Но насколько оно качественное, известно только… Хотя скоро ситуация может измениться. В нашей стране презентовали проект «Карта качества топлива Украины».

Суть этого проекта заключается в контроле над качеством топлива на автозаправочных станциях по всей Украине, включая АЗС крупных и небольших городов, а также на трассах. Реализовать эту идею взялся столичный Институт потребительских экспертиз (ИПЭ), который проверкой горючего занимается более семи лет. По словам руководителя проекта Юрия Чернобривца, проект финансируется за счет института и не спонсируется операторами АЗС. Цель проекта – создание единого реестра качества бензина, банка информации, доступного всем желающим. ИПЭ хочет донести до автомобилистов информацию, чтобы они могли сделать собственные выводы о качестве бензина и правильно осуществить свой выбор.

 

Контрольные порции топлива отбираются в специальные канистры, а затем делятся на проверочную и арбитражную (на случай судебных разбирательств).

Алгоритм проверки

Алгоритм проверки достаточно прост. В интересующий регион согласно плану отправляется бригада сбора проб бензина. Отобранное топливо привозят в Киев и отдают в сертифицированную лабораторию (ТОВ «Випробувальний центр паливно-мастильних матеріалів»). Контролю подвергаются не все АЗС, а выборочно. В каждой области на каждом заезде проверяют 30 автозаправочных станций – 10 в областном центре, 10 в райцентрах и 10 по трассам области. Сюда входят как заправки крупных сетей, так и мелкие торговцы нефтепродуктами, даже «сельские», которые ранее никем не проверялись. Пробы исследуют по наиболее важным параметрам: октановому числу, фракционному составу, содержанию серы, ароматических углеводородов и бензола. По результатам проверки эксперты определяют соответствие топлива по вышеупомянутым показателям тому или иному действующему в Украине и в Европе стандарту. На основании этого АЗС получает звезды рейтинга, цвет и количество которых указывают на качество продаваемого топлива. Используются три оценочных цвета – зеленый (соответствует Euro 5 или Euro 4 и «жесткому» ДСТУ 4839:2007), желтый («мягкий» старый ДСТУ 4063-2001) и красный (не соответствует стандартам). В первых двух случаях возможны варианты предоставления как одной, так и двух звезд. Итоги проверок вынесены на сайт проекта www.benzina.com.ua, где на карте городов и трасс указаны АЗС и их рейтинг.

По мере накопления информации по результатам проверок сетевых АЗС строятся графики, которые позволят в целом судить о качестве топлива в конкретных сетях. Свою работу «проект» начал с проверок бензина A-95. На сайте есть уже данные контроля АЗС по большинству областей и областных центров Украины. В ближайшем будущем начнут проверять дизельное топливо.

Зачем это нужно

В первую очередь такая информация позволит потребителю выбрать заправки, на которых продажи топ­лива более низкого качества менее вероятны. Особенно актуально это, когда отправляешься в путешествие по Украине – автовладелец сможет заранее зайти на сайт проекта и узнать, где можно заправиться, не опасаясь навредить своему автомобилю.

Необходимость проверки обусловлена тем, что в Украине уже не один год продаются и эксплуатируются автомобили, двигатели которых соответствуют нормам Евро 4 и Евро 5. В случае возникновения проблем с ними вам могут отказать в гарантии по причине эксплуатации на несоответствующем топливе. Быть может, и продавцы машин смогут давать советы по беспроблемному обслуживанию авто с учетом рекомендаций по выбору АЗС. В случае с более старыми моторами качество горючего также актуально, поскольку некоторые химические соединения и механические примеси могут серьезно навредить и старому двигателю.

Подготовил Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка