X

Как быть с шипами

Ответы на актуальные вопросы о шипованных шинах.

Ответы на актуальные вопросы о шипованных шинах.

Зима уже дала о себе знать, но процесс поиска и установки зимних шин продолжается. В этом номере – ответы на актуальные вопросы о шипованных шинах.

Покупать с шипами или устанавливать самостоятельно?

После установки шипов на шиномонтаже их следует подровнять и дать шине отлежаться в тепле несколько суток.

В продаже имеются самые разнообразные модели шин – шипованные и под ошиповку (с гнездами под шипы, последние можно установить на шиномонтаже). Покупателям шипованных шин стоит знать, что шипы могут быть установлены как на заводе, так и самим их продавцом (оптовым или розничным). К заводскому варианту претензий нет, но во втором случае есть вероятность, что шипы самые дешевые, с малым ресурсом и плохой посадкой. Денег при этом часто запрашивают не меньше, чем за заводскую ошиповку. И если качество установленных шипов вызывает сомнения, лучше приобрести шины под ошиповку и установить шипы на каком-либо шиномонтаже, выбрав желаемый тип железных «зубов».

Оптимальный вариант – установить шины с заводской ошиповкой. Это избавит вас от проблем с поиском и установкой шипов.

Выяснить, где устанавливали шипы – на заводе или на шиномонтаже, можно по типу шипов. Если они цилиндрические (самые дешевые, что выгодно продавцам), вероятнее всего, те их и установили. Цилиндричность определяется с помощью иголки, которую пропускают в гнездо вдоль шипа. Если она беспрепятственно проходит на глубину 7-8 мм, значит, установлен самый простой, цилиндрический шип.

Особенности выбора шипов

Корпуса шипов изготавливаются из разных материалов – стали, алюминиевого сплава или пластика, но на эффективность их работы это мало влияет (облегчить шипы стремятся потому, что более легкие меньше «выедают» асфальт и крепче держатся в гнездах). Пластмассовые шипы по прочности не уступают металлическим аналогам, но они дороже стальных в 1,5-2 раза.

Более важна конструкция шипа, а точнее, количество фланцев на его корпусе. От этого зависит, насколько надежно он сидит в своем гнезде, а значит, и срок, в течение которого ошипованная шина эффективна. Чем больше фланцев, тем дольше этот период. Выбор типа шипа во многом зависит от стиля вождения. Самые простые и дешевые однофланцевые шипы подойдут тем, кто предпочитает спокойную, размеренную езду без резких ускорений, замедлений и длительного движения на высоких скоростях. При частом буксовании, торможении с блокировкой колес, разворотах с заносом однофланцевые шипы быстрее вылетают из гнезд.

Определиться с типом шипов поможет анализ стиля вождения автовладельца.

Более дорогие двух- и трехфланцевые шипы лучше противостоят боковым нагрузкам, выламывающим их из гнезд, поскольку пояса-фланцы препятствуют их расшатыванию. Кроме того, фланцы служат защитным барьером от грязи и песка, которые, попадая в посадочное отверстие, в качестве абразива «помогают» разбивать его во время работы шипа.

Классификация шипов
однофланцевые
двухфланцевые
трехфланцевые

Шипы также могут отличаться формой сечения твердосплавного сердечника – круглый, квадратный и в форме усеченного овала. Но «квадратные» и «усеченные» в розницу не продают.

Как устанавливать прошлогоднюю шину?

После установки шипованных шин их на протяжении 500 км нужно обкатать в режиме спокойной езды.

Ошипованную шину с ненаправленным рисунком протектора нужно установить так, чтобы она вращалась в ту же сторону, что и в прошлом году. Обусловлено это тем, что край установочного отверстия шипа во время его работы сминается только с одной стороны. Если изменить направление вращения колеса, шип начнет деформировать противоположный край, отверстие увеличится, шип получит дополнительную свободу и, расшатавшись, очень скоро выпадет.

Направление вращения колеса не должно меняться.

Станут ли шипы в шины, где они не предусмотрены?

Шипы должны быть установлены в несколько рядов, чтобы не «выгребать» единую канавку. В противном случае эффект от ошиповки будет минимальным.
При установке шипованных шин сзади авто нужна специальная наклейка, информирующая водителей едущих сзади машин об уменьшенном тормозном пути на скользкой дороге.

Сегодня, когда существует несколько типов зимних шин, осуществить данную операцию практически невозможно. Дело в том, что в блоках протектора нешипованных зимних шин ламели нарезаны очень плотно, а для установки шипа вокруг его гнезда в радиусе не менее 6 мм шашка протектора должна быть цельной – без углублений и ламелей. В летние шины устанавливать шипы нецелесообразно, так как эта резина на морозе дубеет, не способна эффективно работать на снегу, да и на льду шипы без ламелей вряд ли обеспечат высокую эффективность.

При наличии богатого ассортимента зимних шин «изобретать велосипед» нецелесообразно.

Если же удастся найти обычные шины, в которые можно установить шипы, следует знать несколько особенностей этой операции. Для большей эффективности шипы располагают в несколько рядов (12–16). Сверлить отверстия необходимо трехперьевым сверлом при 15–20 тыс. об/мин). Размеры шипа должны точно соответствовать величине отверстия в резине. Наиболее распространены шипы диаметром 8 мм (диаметр отверстия 3,2-3,5 мм) и длиной 11 мм (глубина посадочного отверстия 10 мм), хотя встречаются шипы длиной 10 мм.

Новые шипы вместо выпавших?

Шипы со специальной формой сердечника и корпуса могут правильно установить только в заводских условиях, где есть специальные роботизированные станки. На шиномонтажах такого оборудования нет.

В изношенном протекторе остаточная высота шипов мала, поэтому новый шип на их место нормально не станет.

Стоит ли вместо выпавших шипов устанавливать новые – вопрос довольно интересный. Новый шип в старом гнезде больше выступает из протектора, а если его посадочное гнездо сильно изношено, он очень быстро выпадет. Но если износ высоты протектора небольшой, то уменьшить вероятность потери нового шипа можно путем правильного его подбора. В «бэушную» годичную резину с разбитыми гнездами лучше всего устанавливать двухфланцевые шипы с утолщенной верхней частью. И еще один важный момент – перед установкой нового шипа гнездо под него следует тщательно очистить от грязи. В противном случае шип нормально не станет на место, а грязь как абразив ускорит износ гнезда и потерю шипа.

Новые шипы можно установить вместо выпавших, если протектор шины не очень изношен, т. е. после одного зимнего сезона эксплуатации.

Юрий Дацык
Фото Nokian Tyres, Continental и из архива редакции