X

Как дышит VTEC

Расскажите об особенностях «хондовских» двигателей VTEC.

Расскажите об особенностях «хондовских» двигателей VTEC.

Расскажите об особенностях «хондовских» двигателей VTEC.

Василий Глыбов, Донецкая обл.

С внедрением в конструкцию двигателей газораспределительных механизмов с четырьмя клапанами на цилиндр все моторы начали четче делить на низкооборотистые и высокооборотистые. Первые отличаются тем, что максимальный крутящий момент находится в зоне средних оборотов и ниже, а максимальную мощность они выдают в диапазоне 4-5 тыс. об/мин. У вторых максимальный момент, наоборот, достигается на оборотах выше средних, а на пике мощности такие моторы находятся при значительно больших оборотах – свыше 6 тыс. Из-за такой разницы двигатели не отличались высокой универсальностью, т.е. машины хорошо ехали либо на «низах», либо на «верхах».

Задачу придать моторам универсальность одними из первых решили инженеры компании HONDA. Они сделали двигатель, который хорошо работает и на низах и на верхах. Добились этого благодаря созданию системы VTEC (Variable Timing Electronic Control), которая управляет работой газораспределительного механизма. При относительно невысоких оборотах (примерно до 4000) высота и время подъема клапанов обеспечивают оптимальную наполняемость цилиндров воздухом, что дает ровное и уверенное ускорение в широком диапазоне, начиная с самых «низов». В городе это позволяет реже переключать передачи, подстраиваясь под ритм движения за счет эластичности мотора и не расходуя при этом лишнего топлива.

При высоких оборотах времени на открытие-закрытие значительно меньше, хотя топливо-воздушной смеси нужно подавать больше. Следовательно, необходимо увеличить фазу открытия и высоту подъема клапана. При повышении числа оборотов в моторах VTEC срабатывает механизм, блокирующий спаренные коромысла, поэтому работой клапанов начинают управлять кулачки с другим профилем (они расположены на одном распредвале по соседству с основными). Чтобы при этом успеть пропустить большее количество смеси, фаза впуска начинается раньше. Фаза выпуска тоже начинается раньше, чтобы интенсивнее продуть цилиндр.

С помощью технологии VTEC хондовцы умудрились с одного литра рабочего объема «снимать» по 100 л.с., не используя никаких турбонаддувов и механических компрессоров. Благодаря этому уже несколько лет подряд их моторы входят в список победителей в конкурсе «10 лучших двигателей» (10 Best Engines).

Система VTEC может быть двух- и трехрежимной. Двухрежимная обеспечивает ярко выраженные обычный и спортивный типы работы двигателя. Трехрежимная характеризуется плавностью настроек при переходе с одних оборотов на другие. Имеется и упрощенная версия VTEC, которая «работает» только с впускными клапанами (так называемый одновальный VTEC).

По материалам «Днипро Мотор Инвест»