X

Как появился несущий кузов

Сегодня термин «несущий кузов» в применении к легковым автомобилям достаточно устоявшийся. А на какой машине такой кузов появился впервые? Одни говорят, что первой была советская «Победа», другие – итальянская Lancia Lambda. Кто же прав?

Сегодня термин «несущий кузов» в применении к легковым автомобилям достаточно устоявшийся. А на какой машине такой кузов появился впервые? Одни говорят, что первой была советская «Победа», другие – итальянская Lancia Lambda. Кто же прав?

Сегодня термин «несущий кузов» в применении к легковым автомобилям достаточно устоявшийся. А на какой машине такой кузов появился впервые? Одни говорят, что первой была советская «Победа», другие – итальянская Lancia Lambda. Кто же прав?

В. Ю. Петренко, г. Киев

Вспомним автомобили начала XX века. На мощную лонжеронную раму монтировались мотор, трансмиссия и ходовая часть – получалось самодвижущееся шасси. Сверху устанавливался готовый кузов. Почти все автомобильные фирмы были, по сути, производителями шасси, а кузова, как правило, изготавливались отдельно в специализированных мастерских. Машины получались тяжелыми. Чтобы обеспечить достойную динамику, их оснащали многолитровыми, а значит, большими и прожорливыми моторами. Нужна была новая конструкция, которая позволила бы решить проблему избыточного веса.

Идея талантливого инженера Винченцо Лянча была навеяна авиацией: ведь самолет не нуждался в раме, все узлы и агрегаты монтировались внутри фюзеляжа! Для воплощения замысла в жизнь выбрали спортивный автомобиль с открытым кузовом. Наружные панели навешивались на несущий стальной каркас, штампованные детали которого соединялись при помощи сварки в прочную и жесткую конструкцию. Ее основой служил пол с тоннелем для карданного вала и поперечинами, приваренный к двум боковинам. В поверхности боковин были предусмотрены технологические отверстия и окна для снижения веса, дверные проемы и вырезы для доступа к двигателю. Впереди силовая конструкция замыкалась приваренной рамкой радиатора, сзади – небольшим багажником с элементами крепления пары запасных колес. Схема вышла очень жесткой. И все-таки это был не несущий кузов, а скорее пространственная рама.

Дебют машины состоялся осенью 1922 года на Парижском автосалоне. Lancia Lambda выпускалась с 1922 по 1932 год. За 10 лет изготовили около 13 тысяч автомобилей. Сегодня подобное конструктивное решение используется при создании суперкаров.

Примерно с середины 30-х годов прошлого века в разных странах начались разработки цельнометаллических несущих кузовов. Кузов Lancia Augusta имел крестообразные усилители жесткости, вваренные в днище. К стальному днищу кузова Citroёn 7CV приваривали трубчатые продольные и коробчатые поперечные балки. У Opel Olimpia к штампованному днищу были приварены усилители в виде легких полых профилей. У Chrysler AirFlow каркас составлял единое целое с широкой трапециевидной рамой, и к нему приваривались кузовные панели.

В 1943 году конструкторы горьковского завода во главе с Виталием Грачевым приступили к разработке нового легкового автомобиля «Победа» с цельностальным несущим кузовом. В отличие от своих зарубежных аналогов, «Победа» не имела подножек, а передняя часть кузова объединялась с решеткой радиатора, фарами и крыльями. Такой кузов по аналогии с мостостроением получил название «понтонный». Только в 1947 году появился английский аналог Standart Vanguard. Таким образом, Lancia Lambda можно считать первым в мире серийным автомобилем с несущим кузовом. Однако в сегодняшнем понимании термин «несущий кузов» больше соответствует конструкции, впервые использованной в «Победе».

Сергей Иванов
Фото автора и Fiat