X

Как сделать теплым холодный старт

Принцип работы предпусковых подогревателей

Принцип работы предпусковых подогревателей

Опыт установки и эксплуатации автономного предпускового подогревателя на легковом автомобиле

В советские времена самыми популярными средствами для облегчения запуска мотора зимой были паяльная лампа и чайник с кипятком. С их помощью разогревали поддон картера двигателя или блок цилиндров, чтобы застывшее до гелеобразного состояния минеральное масло (часто – летнее) стало жидким и смогло поступить в систему смазки, не создавая помех движению деталей мотора.

А тем временем в мире для решения главной зимней проблемы автомобилистов – затрудненного запуска двигателей – создавались самые различные устройства. Их можно поделить на три группы – питающиеся от бытовой электросети, автономные и аккумуляторы тепла. К первой относятся электронагреватели, которые устанавливаются в рубашке охлаждения двигателя или поддоне картера и подключаются к электросети с напряжением 220 В. Они отличаются доступной ценой, но не очень пригодны для использования в нашей стране, так как ни под домами, ни на стоянках нет электрических розеток (как это принято в северных странах – Финляндии, Швеции и т. д.). Аккумуляторы, которые накапливают тепло во время работы мотора, и у нас, и за рубежом встречаются редко – они эффективны только при ежедневной эксплуатации.

В Украине наиболее распространены автономные подогреватели. Насколько они удобны в использовании и эффективны, мы решили проверить на собственном опыте, установив еще прошлой зимой подогреватель Webasto Thermo Top на редакционную Mitsubishi Carisma.

Что такое хорошо…

Без сомнения, многих интересует, не возникают ли нежелательные побочные явления при использовании автономного подогревателя, и какие преимущества обеспечивает его установка. Сначала о хорошем. С точки зрения технаря, плюсов у системы автономного подогрева более чем достаточно.

Износ мотора снижается, поскольку вязкость разогретого масла меньше, чем у застывшего на морозе, и к рабочим поверхностям деталей смазка подается раньше – уже после первых оборотов коленвала.
До запуска двигателя обеспечивается его плавный разогрев, что исключает локальные перегревы деталей цилиндро-поршневой группы, возникающие при холодном пуске.
При разогреве мотора тепло передается и в КПП, так что трансмиссионное масло тоже нагревается. Поэтому при езде после длительной стоянки двигателю не придется тратить энергию на преодоление сопротивления вязкого трансмиссионного масла.
При холодном старте подаваемая в цилиндры обогащенная смесь из-за плохой испаряемости разжижает и смывает смазку на стенках цилиндров. После запуска прогретого двигателя дозировка топлива заметно ниже, да и испаряется горючее намного лучше, поэтому масляная пленка на деталях остается неповрежденной, следовательно, износ меньше.
Заметно уменьшается нагрузка на стартер и аккумуляторную батарею, так как не требуется преодолевать повышенное сопротивление, создаваемое застывшим на морозе маслом. Следовательно, ресурс этих узлов тоже возрастает.

… и что такое плохо

Экономии благодаря установке автономного подогревателя вряд ли удастся добиться. Согласно инструкции потребление топлива системой в нашем случае составляет 0,67 л/ч и менее, т.е. на один прогрев уходит 150 – 335 граммов бензина. А это приблизительно равноценно обогащению смеси в прогревочном режиме – словом, ни экономии, ни перерасхода. Из недостатков можно выделить три основных.

Высокая стоимость: система подогрева (650 – 1000 у. е.) плюс установка (60 – 120 у. е.). Если вы планируете в ближайшее время продавать машину, вряд ли имеет смысл устанавливать автономный подогрев. Иначе к стоимости транспортного средства придется добавить вышеупомянутую сумму. Покупателям это, естественно, не понравится, а рассказы о том, как удобно эксплуатировать зимой машину с подогревателем, мало кого вдохновят. Хотя при необходимости систему подогрева можно без особых проблем демонтировать и установить на новый автомобиль. Но это опять затраты.
Необходимы дополнительные договоренности по сохранению гарантии на новое авто. Чтобы ее не потерять, нужно согласовать установку с дилером, продавшим вам машину. В нашем случае потребовалось написать заявление на имя директора фирменного сервиса и договориться с установщиками, чтобы они проводили работы совместно со специалистами Mitsubishi.
Ежегодно придется ездить в специальные сервисные центры, чтобы провести ТО системы подогрева. В объемы обслуживания входит только проверка работоспособности устройства и всех его функциональных возможностей. Зато так будет спокойнее. Диагностируют систему, кстати, бесплатно.

 Характеристики подогревателя Webasto Thermo Top
Тепловая мощность, кВт
полная5
частичная2,5
Вид топливабензин/дизель
Расход топлива, л/ч при мощности: (бен./диз.)
полной0,67/0,59
частичной0,33/0,29
Напряжение, В12
Потребляемая мощность, Вт
полная44
частичная27
Вес, кг4,3
Размеры, мм240х103х168
Монтажный комплекттаймер, ДУ Т70/Т80
Макс. длит. работы, мин30
Цена, евро711

Эмоциональный фактор комфорта

Прослушав краткий инструктаж по правилам эксплуатации и технике безопасности, мы поставили вечером машину на стоянку, а утром обнаружили вокруг нее небольшую толпу, состоящую из охранников и коллег. Подобное потом повторялось и на улицах, когда приходилось запускать подогреватель. Дело в том, что во время работы этот агрегат издает свист. К нему добавляются вполне естественный гул вентилятора отопителя салона, клубы дыма и пара из индивидуальной выхлопной трубы. Естественно, сначала это вызывает у окружающих живой интерес, а когда они узнают, в чем дело, – и некоторую долю зависти, причем тем большую, чем холоднее на улице.

А завидовать есть чему. Откопав машину после ночного снегопада, садишься в уже прогретый салон, а на задубевшие руки дует поток теплого воздуха. При этом не приходится также молиться на аккумулятор или масло – стартер вращается без натуги, а мотор запускается с полуоборота.

Правда, такая идиллия наступает, когда подогреватель заблаговременно включен и поработал минут пятнадцать, а в сильный мороз (ниже –15°С) – и тридцать. Да и совсем уж расслабиться, как летом, не удастся. Толстый слой льда со стекол придется-таки счищать, но прикладывать особых усилий для этого не нужно, поскольку он подтаявший. Стартовать немедленно после пуска мотора тоже не выйдет, так как некоторые механизмы и узлы (например, катализатор) не успевают разогреться, поэтому ЭБУ двигателя требуется несколько минут, чтобы откорректировать работу систем питания и зажигания.

Тут должен возникнуть резонный вопрос: а кто и как в нужный момент включает подогреватель? В нашей установке это можно сделать при помощи программирования таймера или дистанционного управления. Расписание наших поездок все время изменяется, поэтому мы пользуемся в основном брелоком ДУ. Правда, если впопыхах забываешь нажать кнопку «Вкл», приходится ехать на холодной машине. Но в этом случае подогреватель может работать и на ходу, тогда двигатель и салон нагреваются быстрее. Выключается подогрев как вручную, так и автоматически – согласно заданной программе, через 30 минут.

Летом мы обнаружили у подогревателя еще две полезные функции. Отключив режим обогрева (дистанционно или по программе), можно включать вентиляцию и проветривать салон.

Теперь наши опасения (снимут с гарантии, подогреватель будет «съедать» аккумулятор, вырастет расход топлива, летом может перегреться мотор и т. п.) полностью рассеялись.

 Характеристики и функции органов управления

Управлять системой подогрева с помощью брелока очень просто, так как у него есть только две кнопки включения-выключения и индикатор, информирующий о работе печки. В режиме прогрева на индикаторе мигает красный свет, а в режиме вентиляции – зеленый. В зависимости от плотности застройки зона действия брелока составляет 500 – 800 метров. По работе индикатора можно определить, не украли ли машину, – при включенной системе в пределах зоны действия брелока светодиод мигает.

Таймер можно запрограммировать на несколько включений в течение дня. Устанавливать его желательно в удобном месте, иначе вы очень быстро о нем забудете и станете управлять системой подогрева только с помощью «дистанционки». С такой проблемой столкнулись и мы, установив таймер под щитком приборов у рулевой колонки.

Конструкция и принцип работы

Системы автономного подогрева Webasto Thermo Top и Eberspa..cher Hydronic включают в себя несколько основных элементов – собственно подогреватель, глушитель, таймер, блок предохранителей, электронный блок управления ДУ, антенну, брелок дистанционного управления. Подогреватель объединяет в одном корпусе теплообменник 1, камеру сгорания 2, электроводопомпу (электрический циркуляционный насос) и резервуар для хранения топлива или топливный насос 3. Принцип работы подогревателя основан на нагреве охлаждающей жидкости двигателя. Для этого его включают в малый круг системы охлаждения, «врезаясь» в патрубки, которые идут к радиатору системы отопления салона. Циркуляцию жидкости по рубашке охлаждения и радиатору системы отопления обеспечивает электроводопомпа. Устройство питается от штатной автомобильной АКБ.

Тепло в подогревателе получают в камере сгорания, где сжигают топливо-воздушную смесь. Поджигает ее специальная свеча. Работает эта система как на бензине, так и на дизельном горючем. В подогревателе Thermo Top топливо поступает из «обратки» системы питания двигателя в специальную емкость, где и хранится до момента включения системы. У других модификаций есть собственный электробензонасос. В зависимости от модели подогревателя в легковых машинах его можно запрограммировать для работы на полной мощности в течение 30 – 60 мин. После этого система выключается даже несмотря на работу бензонасоса или запуск мотора и закачку в резервуар подогревателя свежей порции топлива.

Особенности монтажа

Устанавливать предпусковой подогреватель должны только специалисты, которые прошли специальный курс обучения. Данная процедура достаточно сложна и требует спецподготовки по ряду причин. Во-первых, необходимо точно знать, в каком месте следует врезаться в систему охлаждения. Во-вторых, в современных авто нужно правильно «внедряться» в электрическую схему управления отопителем или климат-контролем. В-третьих, в установочный комплект входит огромное количество деталей, и только мастер знает, куда и как их монтировать или подключать.

Предпусковые жидкостные подогреватели, как правило, устанавливают в свободном месте в моторном отсеке или под передним бампером. Для установки системы в Mitsubishi Carisma приготовили монтажную плиту, которую прикрепили к левому лонжерону, где было два технологических отверстия с резьбой 1, 2.

Блок предохранителей установили на щите-перегородке моторного отсека 3, электронный блок управления спрятали под торпедо, панель управления подогревателем прикрепили к панели приборов у рулевой колонки так, чтобы после его снятия место крепления осталось незаметным. Горючее закачивается в резервуар подогревателя штатным топливным насосом, поэтому необходимо подключиться к «обратке» системы питания двигателя. Для снижения шумности подогревателя в конструкции системы отвода отработавших газов предусмотрен глушитель. Выхлопную трубу вывели наружу под передним бампером через отверстие, проделанное в пыльнике 4.

Юрий Дацык
Фото Webasto, Eberspacher и Андрея Яцуляка