X

Как звучит тишина

Повышенные шумы в салоне доставляют водителю и пассажирам автомобиля дискомфорт, из-за чего те очень быстро устают. Как снизить влияние этого нежелательного фактора?

Повышенные шумы в салоне доставляют водителю и пассажирам автомобиля дискомфорт, из-за чего те очень быстро устают. Как снизить влияние этого нежелательного фактора?

Повышенные шумы в салоне доставляют водителю и пассажирам автомобиля дискомфорт, из-за чего те очень быстро устают. Как снизить влияние этого нежелательного фактора?

С шумами в салоне автопроизводители борются не один десяток лет, используя самые разные технологии, в том числе излучение звука в противофазе для подавления существующих помех. Тем не менее в реальной жизни отечественным автовладельцам не все передовые технологии доступны. Вот и приходится им терпеть дискомфорт, особенно в бюджетных машинах. А ведь частично эту проблему можно решить, сделав шумоизоляцию своего авто. Данную услугу предоставляют многие специализированные центры, занимающиеся установкой музыкальных систем, и стоит она не менее 300 у. е. Хотя сделать салон тихим можно и самостоятельно, используя более дешевые материалы и «дедовские» технологии, да еще и прилично сэкономить. Что же нужно для этого знать?

При чрезмерной шумоизоляции салона водитель хуже чувствует скорость автомобиля и нередко превышает ее, что может стать причиной аварии. Так что будьте предельно внимательны!

Где ставить барьеры

Основные объекты для шумоизоляции – моторный отсек, салон и багажник. В моторном отсеке источником шумов являются двигатель и трансмиссия, в багажнике – расположенные по соседству глушитель под полом и колеса, а в салоне – вибрирующие пластиковые элементы и крупные металлические панели (крыша, филенки дверей и т. д.). Для получения максимального эффекта модернизировать следует все три объема. Если такой возможности нет, следует сделать шумоизоляцию хотя бы салона. Кстати, без этой операции ставить качественную аудиосистему в машину бессмысленно.

В моторном отсеке в первую очередь используют шумопоглощающие материалы в виде матов, лучше с тепловым экраном. Обклеивают здесь две поверхности – капот (с внутренней стороны) и перегородку между моторным отсеком и салоном. Перед раскраиванием мата лучше изготовить бумажные раскройки и уже по ним вырезать формы из листа шумоизоляционного материала. Для эффективной изоляции перегородки изначально следует заглушить все технологические отверстия, например, обрезанными пистонами крепления панелей или препаратом «холодная сварка». Кроме того, чтобы наклеить лист толщиной 10 мм цельным куском, придется снять навесное оборудование, закрепленное на перегородке, – вакуумный усилитель, привод сцепления, жгуты электропроводки, педальный узел и т. д. Капот можно обклеить 20-миллиметровым матом. Если такого толстого мата нет, склеиваем два 10-миллиметровых.

При обработке салона используют две технологии: кроме шумоизоляции, еще и виброизоляцию. Оптимальный вариант – плоские панели (пол, крышу) обклеить матами двух типов: сначала виброизоляционными, а затем шумопоглощающими (10 мм). Если перегородка моторного отсека уже обработана «снаружи», то со стороны салона достаточно наклеить 5- или 10-миллиметровый поглотитель шума.

На филенки дверей, как правило, крепят только виброизоляцию, а для частичного поглощения звука, который образуется внутри дверей (из-за потоков воздуха через вентиляционные отверстия и т. д.), можно использовать 3- или 5-миллиметровые маты, а также поролон. Ими полностью заделывают каркас двери со стороны, где крепится пластиковая обшивка.

Шум в салон проникает и через передние колесные арки, а у заднеприводных – и через продольный тоннель (под кардан), поэтому и их желательно обклеить шумо- и виброизоляцией. Значительная часть шумов из моторного отсека попадает в салон через различные незакрытые технологические отверстия, которые желательно загерметизировать заглушками.

Помните, что процедура шумоизоляции салона и багажника подразумевает снятие всех ковров и обивки, так что следует заранее приобрести запасные пистоны крепления панелей.

В багажнике более важно погасить шумы, проникающие через задние колесные арки и пол. Поэтому эти части также желательно герметизировать, обклеив арки и пол шумо- и виброизоляцией.

Рецепт для пластика

Пластиковые панели скрипят из-за снижения их жесткости в процессе эксплуатации, поломки части крепежных элементов обшивки и т. д. Скрип устраняется несколькими способами – склеиванием между собой пластиковых деталей (например, двухсторонним скотчем, которым приклеивают молдинги к кузову) или их более жесткой посадкой с использованием самоклеющегося дверного/оконного уплотнителя. А наиболее простой и наименее эффективный способ – смазка стыков (входит в состав многих полиролей для пластика).

 Поглотители шума и вибрации

Для поглощения различного рода шумов промышленность выпускает специальные материалы в виде листов, имеющих пористую структуру: Изолон (3–6 у. е. за м кв.), Алюформ (2–5 у. е.), Автопласт (20– 25 у. е.), Dynamat (50–90 у. е.), Визомат (20–25 у. е.), Битопласт (10–15 у. е.) и т. д. Визуально и на ощупь они чем-то напоминают пористую резину или очень плотный поролон. От конфигурации пор и каналов, а также от типа материала, из которого сделаны шумоизоляционные маты, зависит эффективность поглощения звуков различной частоты. В продаже можно встретить и многослойную шумоизоляцию, включающую в различных комбинациях слои ватина, битумной мастики и полиэтиленовой пленки (60–100 грн. за м кв.).

Существуют как специализированные автомобильные шумоизоляционные материалы, иногда даже раскроенные под конкретную модель, так и строительные в рулонах. Использовать автомобильные намного проще, так как они самоклеющиеся, т. е. не требуют дополнительного нанесения клея. У так называемых строительных материалов есть свое преимущество – более низкая цена (в зависимости от толщины 10–25 грн. за м кв.), хотя их найти в продаже сложнее.

Для шумоизоляции автомобилей в основном требуются маты толщиной 10 мм, реже – 5-миллиметровые. Там, где необходимо получить более эффективную теплоизоляцию, маты дополнительно обклеивают фольгой, которая выполняет функцию теплового экрана.

В прошлом для шумоизоляции часто использовали войлок, ватин или мешковину. Наносили несколько слоев битума, укладывая между ними эти материалы.

Один из наиболее «коварных» источников шумов в автомобиле – вызванный вибрацией плоских панелей при движении по неровностям. Виброшумы снижают несколькими способами, в первую очередь обклеивают панели жесткими виброгасящими матами. Ранее их делали на основе смолы (битумно-волоконные маты), сейчас предлагается много разновидностей виброгасителей, имеющих пористую структуру. Какие панели подлежат виброизоляции? Во-первых, пол салона, крыша и филенки дверей. Далее можно повысить жесткость капота и крышки багажника (у седана).

Менее эффективно (из-за меньшей толщины) гасят вибрации антикоры на битумной основе. Кстати, в советские времена некоторые автолюбители получали эффективную виброизоляцию с помощью послойной укладки листов газетной бумаги, которую перемазывали битумной мастикой.

 Пример: этапы двухслойной шумоизоляции капота

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка