X

Каждый километр по 14 копеек

Именно во столько обходится эксплуатация Lada 21099 с ГБО IV поколения.

Именно во столько обходится эксплуатация Lada 21099 с ГБО IV поколения.

Именно во столько обходится эксплуатация Lada 21099 с ГБО четвертого поколения. Однако платой за суперэкономию для нас стал ряд проблем, которые мы решали и самостоятельно, и в условиях СТО.

Полгода назад в качестве эксперимента на редакционную Lada 21099 с инжекторной системой питания было установлено газобаллонное оборудование (ГБО) четвертого поколения. Его главное отличие от популярных у нас систем третьего поколения состоит в том, что подача газа во впускной тракт двигателя осуществляется не с помощью смесителя, а специальными газовыми форсунками (см. «АЦ» № 6'2006). Этим процессом руководит электронный блок управления (ЭБУ), посылая сигналы к бензиновым форсункам. Чем лучше системы четвертого поколения? Теоретически благодаря более точной и своевременной дозировке они, во-первых, экономичнее, во-вторых, динамичнее и, в-третьих, проще в эксплуатации. Единственный минус таких систем – их дороговизна (1200–1300 у. е.).

А как на практике? В нашем случае после 25 тыс. км пробега с ГБО четвертого поколения при учете его достоинств и недостатков экономия перевесила все те проблемы, с которыми пришлось столкнуться. Вопрос выгоды эксплуатации газоинжекторной Lada 21099 отпал после того, как выяснилось, что одной заправки газа (33 л – 50–60 грн.) хватает на 400–420 км! Ведь на бензин при таком пробеге пришлось бы потратить 120–130 грн. Примечательно также то, что расход газа оказался практически одинаковым как при городских поездках, так и при загородных (100–130 км/ч) – 8,0-8,5 л/100 км пробега.

Так с какими же проблемами могут столкнуться те, кто решил установить ГБО четвертого поколения?

Оборотная сторона медали

За время эксплуатации Lada 21099 с ГБО у нас возникло несколько проблем. Во-первых, из-за того, что редуктор был установлен в неудачном месте, оказался ограниченным доступ к масляному фильтру (при его демонтаже сверху) и рулевым тягам (для регулировки угла схождения колес). Редуктор пришлось переустанавливать. Хотя моторный отсек у «девятки» укомплектован не слишком плотно, в поисках нового места для редуктора пришлось попотеть. Ведь нам нужно было разместить узел так, чтобы не был ограничен доступ к двигателю и его системам. В итоге большой родной бачок омывателя заменили на бачок меньшего объема от «Газели» – по размерам они одинаковы, однако у последнего есть специальные «карманы» для установки «девяточного» электронасоса. После замены бачка редуктор прикрепили к чашке кузова, где находится амортизационная стойка.

Внимание! Конденсат

Спустя пять месяцев двигатель начал работать с перебоями, а потом вообще отказался тянуть машину. Пытаясь выявить причину неисправности, мы обнаружили, что газовый конденсат попал в форсуночную рейку. Эта маслянистая смесь проникла в систему вместе с газом, который, очевидно, не прошел требуемого цикла очистки. В результате залипшие лепестковые клапаны форсуночной рейки Matrix перестали открываться. Для ГБО промывочная присадка не предусмотрена, да и запустить ее в баллон без спецоборудования вряд ли удалось бы. В данном случае мастерам специализированной СТО пришлось разбирать и чистить форсунки вручную. Однако уже через три недели после чистки неисправность вновь дала о себе знать.

Дело в том, что в редукторе отсутствует накопительная камера для сбора конденсата, поэтому он поступает прямо к форсункам. Подобная камера имеется в оборудовании второго и третьего поколений. Накопленный в ней конденсат сливается во время обслуживания системы, для чего достаточно открутить специальную пробку.

Что делать в данной ситуации? В Интернете мы обнаружили информацию об установке в ГБО специальных фильтров-отстойников, которые очищают газ от конденсата. Найти такой фильтр у столичных установщиков оказалось не так уж просто. Более того, многие даже не знают о его существовании.

Однако подобные фильтры производит та же компания Matrix, которая выпускает установленные на нашем автомобиле газовые форсунки. Очевидно, производитель знает о существовании упомянутой выше проблемы. Конструктивно фильтр очень прост – это цилиндрический корпус со съемной нижней крышкой, в котором располагается специальный фильтрующий элемент. Узел напоминает топливные фильтры-отстойники, которые применялись на отечественных машинах и тракторах.

Фильтрующий элемент в таком узле сменный. Специалисты рекомендуют его менять через 10–15 тыс. км пробега, то есть при каждом техобслуживании. Сливать конденсат из отстойника желательно чаще – каждые 4-5 тыс. км. Чтобы отстойник работал эффективно, он должен быть направлен съемной крышкой вниз.

При чем здесь бензин?

Вторая проблема, возникшая в процессе эксплуатации нашей Lada, – затрудненный запуск двигателя на бензине. Какая тут связь с ГБО? Дело в том, что после прогрева и перехода двигателя на газ, бензонасос отключается, а в бензиновых форсунках остается бензин. Его остаток под действием повышенной температуры начинает испаряться, причем улетучиваются только легкие фракции, а тяжелые в виде смол остаются. Вот и получается, что двигатель работает на газе, а бензиновые форсунки при этом закоксовываются. В результате из-за постепенного ухудшения качества распыла топлива возникают сложности с запуском мотора и снижается его мощность при работе на бензине.

Сначала, чтобы очистить инжекторы, планировали их демонтировать и проделать эту операцию на спецоборудовании. Однако затем решили проверить эффективность моющих добавок к топливу. «Лечение» оказалось успешным: все вернулось на свои места после того, как мы выездили 40 литров топлива с моющей присадкой. Двигатель стал отлично заводиться и так же хорошо тянуть, как и ранее.

Когда овчинка стоит выделки

Итак, 25 тыс. км эксплуатации ГБО показали его эффективность. Стоимость установки – 6336 грн. Нам удалось сэкономить около 4,5 тыс. грн., то есть до полной окупаемости этого оборудования осталось проехать 12–15 тыс. км (этот показатель может колебаться в зависимости от цен на бензин и газ). Однако помните, что обслуживаться вам придется уже в двух местах: в обычном автосервисе и в специализированном – у установщиков ГБО.

Кроме того, следует учесть еще несколько моментов. Перед установкой газобаллонного оборудования места расположения узлов желательно согласовать со специалистами, которые обслуживают ваш автомобиль. И если вы выбрали ГБО четвертого поколения, укомплектуйте систему не обычным фильтром, а фильтром-отстойником.

 Затраты при установке ГБО IV поколения на Lada 21099, грн.
Оборудование KME Diego + установка5750
Новый техпаспорт216
Чип-тюнинг370
Итого6336

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка и автора