X

Когда свет всему голова

Дни становятся короче, дожди – длиннее, все чаще приходится ездить в темноте. Как улучшить видимость ночью и в плохую погоду?

Дни становятся короче, дожди – длиннее, все чаще приходится ездить в темноте. Как улучшить видимость ночью и в плохую погоду?

Дни становятся короче, дожди – длиннее, все чаще приходится ездить в темноте. Как улучшить видимость ночью и в плохую погоду?

Восенне-зимний период для водителя наиболее опасны туман, дождь, снегопад. Обзорность на дороге при этом во многом зависит от качества работы светотехники автомобиля. Чтобы улучшить видимость в таких условиях, можно установить противотуманные и дополнительные фары, а также использовать в штатной оптике специальные галогенные или ксеноновые лампы.

Против тумана

Противотуманные фары созданы инженерами для улучшения освещения проезжей части дороги во время тумана, снегопада, сильного дождя и большой запыленности воздуха. Почему в этих условиях «противотуманки» работают эффективнее, чем основные фары? Секрет в том, что верхний предел их светового луча жестко ограничен горизонтальной линией, а угол рассеивания в горизонтальной плоскости составляет около 70°. Устанавливаются «противотуманки» не ниже 250 мм и не выше фар ближнего света (согласно ПДД), а также не далее 400 мм от внешних габаритов машины. При таком расположении фары защищены от камней и препятствий, а их лучи направлены таким образом, чтобы в плохую погоду максимально качественно освещать дорогу. Это обеспечивают несколько факторов. В «приземленный», горизонтально «обрезанный» луч света попадает меньше микрокапель воды, тумана, снега. Следовательно, в них задерживается, преломляется и отражается меньше света, а больше попадает на дорогу, поэтому эффект «световой стены» минимизируется. Фары данного типа лучше освещают дорогу в туман и за счет того, что конденсат (микрокапли воды) часто парит не непосредственно над землей, а на определенном расстоянии от поверхности.

Особое внимание следует уделить правильной установке некоторых противотуманных фар. Закрепленные «вверх ногами», они не будут выполнять свои функции, поскольку свет при любой регулировке уйдет вверх. Определить правильность установки можно по надписи на стекле фары. Крепление «противотуманок» может быть «верхним» или «нижним», и приобретать следует те, которые удобно устанавливать именно на вашем автомобиле.

Против тонировки

Дополнительные фары во всем мире используются для улучшения видимости при работе головной оптики в режиме дальнего света. В Украине, где контроль за степенью тонировки автомобильных стекол остается слабым, они оказываются весьма кстати и при работе ближнего света. Дело в том, что тонированные стекла полезны только днем – они защищают салон от солнечных лучей, а пассажиров от посторонних взглядов. Ночью же при маневрах в неосвещенных местах начинаются проблемы с обзорностью. Хорошо, если автомобиль оснащен оптикой с боковой подсветкой, но таких пока очень мало – подобная светотехника устанавливается только на некоторые новейшие модели.

Что же делать большинству поклонников тонировки? Им можно порекомендовать следующее. Установите спереди дополнительные фары (небольшой мощности) таким образом, чтобы при их включении световой поток был направлен не прямо, а немного в стороны, на соседние полосы в нескольких метрах от автомобиля. Маневрировать ночью станет гораздо проще. Стоит побеспокоиться и о езде задним ходом. Для этих целей в задней части машины желательно установить дополнительный более мощный источник света (фару).

Используя дополнительные фары в качестве боковой подсветки, следует помнить, что у их луча нет горизонтальной линии «обреза». Если неправильно их отрегулировать, ваше авто будет слепить водителей встречных машин и пешеходов.

Против темноты

Улучшить качество освещения в темное время суток можно и другим способом – установкой в штатные фары ламп с большей светоотдачей. Несколько десятилетий назад ведущие производители делали для этого лампы повышенной мощности – не 55/60 Вт, а 90, 100, 110 и 120 Вт. Но от такого способа очень скоро отказались из-за возникновения проблем с электрооборудованием, а также с пластиковой светооптикой, которая деформировалась и мутнела. Светоотдачу ламп начали повышать (на 30%, на 50%) за счет введения в колбы различных газовых смесей.

Чтобы придать световому потоку определенный оттенок, на колбы «галогенок» стали наносить специальные многослойные покрытия (голубого, желтого или желто-фиолетового цвета). В комплексе это позволило создавать лампы с улучшенными характеристиками работы в определенных условиях. Колбы так называемых всепогодных ламп красят в желтый цвет. Помимо обеспечения видимости в туман, дождь и снегопад, желтый свет улучшает контрастность на освещенной части дороги. Всепогодные лампы можно найти в ассортименте продукции многих ведущих производителей: у Osram – Аllseason (All), у Philips – Аllweather, WeatherVision, у Narva – Azzurro (Az), у General Electric – Allday.

Просто улучшить качество работы фар головного света в ночное время можно путем установки в штатную оптику газоразрядных ксеноновых ламп. Именно они излучают яркий свет с голубоватым оттенком. Правда, это удовольствие не из дешевых – каждую лампу придется вооружить специальным блоком питания. В сумме такая модернизация стоит от $300 и не требует усовершенствования бортовой электросети, поскольку «ксенон» потребляет меньше электричества, чем «галогенки». Такие лампы желательно устанавливать на машины с корректором света фар, в противном случае даже при частичной загрузке водители встречных авто будут ослеплены ярким светом «ксенона». Кстати, в Европе их можно применять только в автомобилях с системой динамической регулировки фар. Стоит учитывать, что в плохих погодных условиях яркий ксеноновый свет формирует малопрозрачную «световую стену».

 Белый или желтый?Мнение специалистов

В недалеком прошлом в «противотуманках» использовали желтый свет, и до 90-х годов это было оговорено в законодательных актах. Однако в 90-е автопроизводителям дали свободу выбора цвета. Было решено унифицировать светооптику и отказаться от желтого.

Во время посещения научно-технического центра Valeo, где разрабатывают и испытывают светотехнику, мы поинтересовались у инженеров, какой цвет светового луча все-таки эффективнее. Вот что нам рассказали.

Проблема освещения дороги в тумане или во время осадков заключается в эффекте отражения светового луча микрокаплями тумана, дождя и снежинками, что проявляется в виде образования световой стены. Белый свет является полихромным. Проникая в «каплю» тумана, он раскладывается на множество лучей разного цвета. Далее они частично отражаются от следующей границы преломления (противоположной «стенки» капли), давая при этом множество отражений, что, собственно, и создает «белую стену». Это затрудняет видимость.

Если же в каплю проникает практически монохромный желтый свет, он раскладывается только на два цвета, и свет отражается гораздо меньше. Эффект «световой стены» при этом проявляется слабее. Также стоит отметить, что глаза человека воспринимают желтый цвет лучше, чем белый. Поэтому с точки зрения безопасности желательно использовать желтые «противотуманки» или лампочки.

 Плюс электроэнергия

Установка комплекта дополнительной нештатной оптики («противотуманок», фар) или ламп повышенной мощности часто требует изменений в электрооборудовании авто: установки более мощного генератора, аккумулятора большей емкости. Цепи электропитания дополнительных фар требуют установки индивидуальных предохранителей и реле света. Модернизация собственного генератора может оказаться проблематичной, поэтому лучше подобрать более мощный генератор от такой же модели, но лучше «нафаршированной».

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка