X

Колхозник? Нет, спортсмен!

Что практичнее – универсал или седан?

Что практичнее – универсал или седан?

Прошли те времена, когда автомобили с кузовом универсал покупали колхозники, чтобы перевозить урожай с поля. Согласно исследованию «АЦ», у многих современных универсалов грузоподъемность и даже объем багажника меньше, чем у аналогичных седанов! Тогда зачем они нужны?s

В Европе во многих классах автомобили с кузовом седан продаются хуже, чем универсалы. В Украине – все наоборот: найти машину «с довеском» среди обилия седанов нелегко. Все дело в предубеждениях: украинцы до сих пор считают, что универсал нужен тем, кто часто перевозит грузы. Но обладатель «вагона» на Западе – человек, ведущий активный образ жизни и перевозящий в своей машине лыжи, сноуборд, велосипед или палатку. Так какую же машину лучше купить для всей семьи – классический седан или практичный универсал?

По данным статистики ACEA (Европейской ассоциации автопроизводителей), доля продаж универсалов в Европе за последние десять лет выросла на 3%, в то время как аналогичный показатель для седанов, наоборот, упал на 23%.

И за картошкой, и на бал

Несомненно, оба варианта исполнения кузова автомобиля одной модели имеют как свои плюсы, так и минусы. Седаны выглядят солиднее, даже официозно. К тому же, благодаря более спортивной внешности их часто покупают приверженцы активной езды. Правда, в последнее время волна «спортивности» захлестнула и комби, теперь гордо именуемые «спортвагонами». Некоторые фирмы строят флагманские версии своих линеек именно на базе универсалов (например, Audi со своими культовыми моделями RS2 и RS4). Еще одно направление – полноприводные универсалы повышенной проходимости (Subaru Legacy Outback, Volvo XC70), да и внедорожники с минивэнами имеют такой тип кузова.

Объем – главное

Чтобы выяснить, действительно ли современные универсалы не предназначены для перевозки нескольких мешков с картошкой, мы провели сравнение основных характеристик наиболее популярных в Украине седанов и аналогичных моделей универсалов. Итак, самое главное отличие этих двух видов кузова заключается в объемах багажников. Из 10 автомобилей, которые мы исследовали, у двух (Chevrolet Lacetti, ВАЗ-21043/21070) багажник универсала в походном состоянии (в пятиместном исполнении) оказался даже меньше, чем у седанов, у двух – одинаковым (Lada 1104/1114, Renault Megane). И у шести – незначительно больше, чем у седанов. То есть, если вы путешествуете всей семьей, преимуществ универсала не заметите. Впрочем, следует учесть, что у универсалов объем измеряется до кромки стекла багажника, хотя на самом деле загрузить их можно и выше. Зато при сложенных задних сиденьях багажник универсала приблизительно в 3 раза объемнее, чем у седана. Поэтому, если ездить вдвоем, в такой машине можно разместить довольно крупногабаритный багаж. Тем более, что проем багажника у универсала всегда больше (за счет узких вертикальных задних фар), а погрузочная высота – ниже, чем у седана. Отметим, что у многих седанов также складываются задние сиденья (Chevrolet Lacetti, Volvo S40), соединяя багажник с салоном. При таком варианте перевозить можно лишь длинномерные, но необъемные грузы, хотя в сухих цифрах «литража» все выглядит довольно неплохо. Если же сравнить не только объем багажника, но и его грузоподъемность, то тут выгоды от покупки универсала почти нет: разница составляет от 10 (Chrysler 300C) до 60 кг (Opel Vectra). А для Honda Accord показатели седана и вовсе лучше: 500 против 487 кг! Не стоит забывать, что универсалы за счет большего количества деталей и немного возросших габаритов сами по себе тяжелее и к тому же имеют худшую аэродинамику. Эти факторы в большинстве случаев негативно, хотя и не критично, влияют как на динамические и ездовые характеристики (устойчивость, управляемость), так и на топливную экономичность.

Вечный вопрос

Важный козырь седана – зачастую меньшая (на 3–10,6%) стоимость. Хотя в сегменте дорогих машин это преимущество практически не влияет на покупательские предпочтения, а в сегменте дешевых им можно вообще пренебречь ввиду мизерной разницы в цене. Таким образом, покупатель фактически доплачивает только за возможность перевозить крупногабаритные легкие грузы: коляски, велосипеды, предметы для активного отдыха на природе. В целом же можно смело констатировать факт, что современные универсалы – это уже давно не рабочие лошадки, способные тащить на себе всевозможные тяжести, а, скорее, транспорт для людей, ведущих активный образ жизни: спортсменов, молодых семей с маленькими детьми, путешественников.

 Сравнительные характеристики популярных на украинском рынке моделей с кузовами седан и универсал
Автомобиль Грузоподъемность, кг Багажный отсек, л (при сложенных ­сиденьях)Цена базовой версии, экв. $ Разница в цене, в %Длина, мм Динамика 0–100 км/ч, с Средний расход топлива, л на 100 км
седануниверсалседануниверсалседануниверсалседануниверсалседануниверсалседануниверсал
ВАЗ­21070/21043400455385375(1340)640069007,84145413017,017,08,508,50
ВАЗ­21104/21114475500450450(1420)920095003,34265428512,513,07,507,50
Dacia Logan485500510700(2350)12350133808,34250445011,513,47,857,90
Renault Megane550580520520(1600)21700234008,14498450011,111,37,257,50
Chevrolet Lacetti485515405(1225)400(1410)16350169503,7451545809,510,48,008,00
VW Passat605630565603(1731)28280294704,24765477412,412,88,358,45
Opel Vectra545605500530(1850)27300289005,94611483910,711,27,758,25
Volvo S40/V50560590404(803)417(1307)33820356005,34468451411,912,07,657,65
Honda Accord500487459518(1657)394004356010,6466547509,19,98,258,85
Chrysler 300C435445504630(1602)50500537006,35015501511,111,111,5011,70

Роман Базай
Фото Андрея Яцуляка