X

Меняем масло цивилизованно

Оборудование для замены масла.

Оборудование для замены масла.

Оборудование для замены технических жидкостей в автомобиле

Увеличение парка новых иномарок в Украине выдвигает новые требования и к культуре автосервиса. Для оперативного и качественного проведения даже такой простой операции, как замена масла, требуется специальное оборудование. Вот почему для автосервиса разработан широкий спектр установок как для слива/отбора отработавшего масла, так и для заправки свежего. Каждую группу данного оборудования можно разбить на несколько подгрупп в зависимости от их функций.

Опустошители

Установки для слива масла бывают напольными (тележечные, передвижные баки) канавными, а также настенными. Тележечные, как следует из названия, представляют собой тележку, на которую можно устанавливать любую емкость для хранения «отработки». Для удобства слива имеется маслосборник в виде небольшой ванны, в который обычно устанавливают фильтр грубой очистки (металлическую сетку). Маслосборник располагается на трубчатом штативе, через который отработавшая жидкость стекает в установленную на тележке емкость. Для исключения разбрызгивания масла ванну можно разместить на любой высоте.

Передвижные баки – ресиверы с ванной на штативе – более совершенное напольное оборудование, которое оснащается индикаторами уровня наполнения и системой пневмоперелива. В последнем случае в герметичный корпус закачивается сжатый воздух и благодаря избыточному давлению масло из бака выдавливается через сливной шланг в определенную емкость. В зависимости от пропускной способности СТО предлагаются баки различного объема – 65, 80, 90 л.

В двигателях многих иномарок в поддоне картера не предусмотрена пробка для слива масла. Удалять «отработку» в таких машинах нужно через отверстие щупа контроля уровня масла. Для этих целей разработаны установки вакуумного отбора масла. Они могут быть передвижными с баком – ресивером и манометром, определяющим степень разрежения, а также стационарными, имеющими длинный шланг, который позволяет обслуживать несколько постов. Принцип их действия заключается в том, что из бака с помощью специального устройства отсасывается воздух. Такие установки могут оснащаться и системой пневмоперелива. Для этого бак подключают к компрессору или другому источнику сжатого воздуха – в бак закачивают воздух, который затем помогает вытолкнуть «отработку» в нужную емкость. Доступ в поддон двигателя, откуда требуется откачать масло, обеспечивают специальные адаптеры. Чем больше этих аксессуаров, тем меньше вероятность попасть в сложную ситуацию при обслуживании иномарок.

Вакуумные установки можно оснастить и предкамерами в виде стеклопластиковой мерной колбы для визуального контроля степени загрязнения и объема сливаемого масла. Это оборудование позволяет откачивать «отработку» из любых машин.

Существуют и универсальные установки для отбора масла – они имеют как сливную ванну, так и систему вакуумной откачки жидкости. Их также можно вооружить предкамерой для контроля состояния масла.

Для применения в осмотровых канавах разработаны специальные тележки с поддоном, которые перемещаются на роликах по «рельсам» вдоль канавы, а также настенные подвесные системы, ванна которых в нужную зону перемещается с помощью рычагов на шарнирах.

Для пунктов «экспресс-замены» масла и небольших СТО разработаны стационарные настенные установки вакуумного отбора масла. Накопительным баком в них может быть любая емкость, например, бочка, которую размещают в удобном месте недалеко от установки. Отбор масла производится с помощью насоса. В зависимости от длины шланга данное оборудование может обслуживать от одного до трех постов.

Наполнители

Когда «отработка» из агрегата слита, в него нужно залить свежее масло. Гораздо дешевле это делать из емкости большого объема. Арифметика здесь очень простая – «синтетика» SAE 5W-40 в 200-литровой бочке обойдется на 15 – 25% дешевле, чем при покупке этого же масла в сорока или пятидесяти канистрах. Для использования же «минералки» SAE 15W-40 разница еще больше – 25 – 40%. При применении «бочкового» масла понадобится еще одна группа оборудования – маслозаправочные установки, без которых нельзя обойтись и при замене масла в агрегатах трансмиссии.

Данную группу оборудования в зависимости от сложности также можно поделить на несколько подгрупп. Во-первых, это установки с ручными насосами и пневмонагнетателями, которые выталкивают масло из бака посредством закачивания в него сжатого воздуха. Такие насосы размещаются непосредственно на бочке, а масло перекачивают в емкость или установку, из которой будет производиться залив в агрегат. Более удобны пневматические маслораздаточные колонки. Простейшая из них – тележка с бочкой, в которую вставлен насос со шлангом и пистолетом для заливки масла. Более совершенные конструкции представляют собой стационарную установку, которая располагается в непосредственной близости от постов обслуживания авто либо в отдельном помещении, например, на складе. Заведующий складом при этом может вести учет расхода масла каждым механиком (автослесарем), благодаря чему повышается контроль расхода нефтепродуктов.

Контролеры

Избежать перерасхода техжидкостей на крупных СТО и АТП позволяют компьютерные централизованные системы учета и раздачи масел. Для предприятий, обслуживающих разнообразный парк автомобилей, а также специализированных пунктов замены масел предлагаются системы, которые могут выдавать до восьми сортов масла. Такие системы управления маслораздачей можно запрограммировать на определенный объем жидкости, и после подачи нужной порции электроника самостоятельно прекращает нагнетание масла. Данные системы способны не только заправлять масло, но и отбирать «отработку».

Доступ к системе может иметь каждый рабочий, в чьи обязанности входит заправка автомобиля маслом. Чтобы контролировать, кто, куда и сколько залил масла, каждый работник имеет индивидуальный код доступа к маслозаправочной системе. После его введения вносится информация о требуемом сорте масла, его количестве, номере автомобиля (или заказ-наряда) и т. д.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка и фирм-производителей

Редакция выражает благодарность компании «Автомеханика», фирмам «Форс» и «ЛойдТранс» за помощь в подготовке материала