X

Морозные темы

Правда о том, что случается зимой, почему это происходит и как с этим борются.

Правда о том, что случается зимой, почему это происходит и как с этим борются.

Правда о том, что случается зимой, почему это происходит и как с этим борются.

Как сэкономили на аккумуляторе

Дорогих иномарок премиум-сегмента нынче в Украине хоть пруд пруди. Большинство из них имеют в своем арсенале огромное количество электропотребителей. Для таких машин создатели батарей (например, Panasonic, Varta) производят аккумуляторы по индивидуальному заказу. Часто эти узлы поставляются только на сборочный конвейер и дилерам автопроизводителя. В массовой розничной продаже таких батарей обычно нет, соответственно, их стоимость в фирменном сервисе – космическая. Чтобы сэкономить, те, кто обслуживает «бизнесменов», подбирают «левый» аккумулятор, не соответствующий по параметрам «родной» АКБ. А зимой, когда электроэнергия нужна и для питания отопителя, светотехники, запуска холодного двигателя и т. д., ее как раз и не хватает. В результате начинаются всевозможные сбои в электронике – вплоть до остановки мотора при движении. А потом – долгий поиск неисправного узла, ненужные замены деталей. И только когда уже ничего не помогло, вспоминают об аккумуляторной батарее.

Как разогревают моторы

Как показала практика, при температуре ниже минус 15 градусов по Цельсию многие автовладельцы так и не смогли завести своих четырехколесных коней. Но не все в таких случаях идут на маршрутки. Например, один кулибин набирает кипяток в четыре – шесть двухлитровых пластиковых бутылок, размещает их в моторном отсеке и закрывает капот. Затем он идет домой и через десять – пятнадцать минут возвращается. Двигатель после такого разогрева запускается без проблем. Главное – не забыть вытащить бутылки, чтобы они не попали под приводные ремни и не порвали электропроводку.

Как зимой вибрируют колеса

Потребность в балансировке колес чаще возникает именно зимой, и причин тут много. Во-первых, мягкая зимняя резина быстрее изнашивается, причем неравномерно (из-за резких торможений). В результате этого появляется дисбаланс. Во-вторых, зимние дороги более неровные и разбитые, поэтому вероятность деформировать каркас покрышки и колесный диск выше. А деформация – это биение и дисбаланс. Правда, в этом случае балансировка колеса может и не помочь. В-третьих, внутри колесных дисков налипает снег или накапливается лед. Это дополнительные природные противовесы, создающие дисбаланс. Так что диски нужно очищать от снега и льда.

Как «законсервировать» радиатор

Не во всех иномарках есть свободный доступ к радиатору, чтобы закрыть его в сильные морозы от потока холодного воздуха, ускорив тем самым прогрев мотора. Особенно это касается дизелей. Тем не менее, наши смекалкины решают эту проблему. Самые продвинутые, сняв декоративную решетку радиатора, вводят внутрь тепловой экран, другие обклеивают передок скотчем, а третьи вообще «утепляют» радиатор, заехав передком в мягкий сугроб. Снег, набиваясь в щели воздуховодов, выполняет функцию экрана для встречного потока воздуха.

Как замерзает сцепление

Представьте себе, что вы приходите на стоянку, садитесь в машину, заводите ее, выжимаете педаль сцепления, включаете передачу, отпускаете педаль, а авто не едет. Такие случаи редкие, тем не менее бывают. Причин данной неполадки может быть несколько, но все они связаны с механизмом привода сцепления. В системах с гидроприводом источником проблем может быть тормозная жидкость, которую уже пять и более лет никто не менял. При накоплении влаги в жидкости, очевидно, образовались кристаллики льда, которые после отпускания педали перекрыли трубку в рабочем цилиндре, оставив его в заклиненном состоянии, т. е. с выключенным сцеплением. Вот почему машина отказывалась двигаться. В приводе сцепления без гидравлики, а с помощью троса проблема может возникнуть из-за его заклинивания. Это происходит из-за коррозии троса и оплетки, когда замерзает скопившаяся внутри нее влага.

Как мороз не дружит со ШРУСом

Сильные морозы могут создать проблемы в работе многих механизмов. Один из них – шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Нет, сам металлический ШРУС уживается с морозом без проблем, а вот пыльники этих узлов мирятся с ним не всегда. Как результат – при больших выворотах колес, особенно при движении «на холодную», пыльник может легко лопнуть по «периметру» (окружности!), освободив, таким образом, ШРУС от защиты, после чего данный узел очень быстро выходит из строя. Поэтому не забывайте при первой же возможности осматривать пыльники ШРУСов на предмет целостности, а двигаясь на холодном моторе, не спешите поворачивать колеса на максимальный угол.

Как примерзает ручник

Примерзший стояночный тормоз – явление не такое уж редкое. Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, примерзают непосредственно колодки, прижатые к тормозному диску (барабану), во-вторых – трос ручника, в оплетке которого появились влага и очаги ржавчины, в-третьих, замерзает сам механизм привода тормозных колодок. Наиболее проблемный случай – замерзший трос, который можно только разморозить в теплом помещении (или тепловентилятором, направленным под днище авто), а в критической ситуации – просто перекусить плоскогубцами. Примерзшие к диску или барабану колодки также можно отогреть либо сорвать, начав движение. Но этим не стоит увлекаться. Были случаи, когда колесо в одной плоскости стирали до металлокорда, после чего оно становилось «квадратным». Соответственно, появлялись вибрации.

Как «леденеет» антифриз

В сильные морозы неприятные сюрпризы может преподносить и система охлаждения двигателя, в которую по каким-то причинам доливали не антифриз, а дистиллированную воду. Из-за этого температура замерзания повышалась и вместо жидкости в системе охлаждения образовывалась ледяная каша, которая отказывается течь по каналам системы. В результате одни автовладельцы получали перегрев двигателя, другим приходилось долго мерзнуть, ожидая, пока разморозится печка. Так что с доливом воды в систему охлаждения следует быть осторожными. Делать это можно, только если уровень в системе упал из-за испарения при перегреве. Если были утечки антифриза, добавлять нужно антифриз или дистиллированную воду плюс концентрат (в соответствующих пропорциях).

Как обламывают ручки

Пластиковые ручки дверей во многих бюджетных автомобилях и старых иномарках во время обледенений часто остаются в руках владельцев или пассажиров, пытающихся быстрее сесть в машину. Обезопасить свое авто от таких неприятностей довольно сложно. Для начала водителю нужно первому попасть в салон и разогреть его. Если времени на это нет, постарайтесь перед посадкой пассажиров открыть все двери сами, осторожно прикладывая повышенные усилия. Если попытки окажутся неудачными, двери нужно открыть изнутри, предварительно предупредив пассажиров, что у вас проблемы. Если в вашем авто такое происходит регулярно, лучше смазать все ответственные шарниры механизмов замков и уплотнители.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка