X

Можно ли обойтись без АBS?

«АBS чинить не буду, так как толку от нее мало, а зимой еще и тормозной путь увеличивается», – заявил на СТО один владелец подержанной иномарки. Прав ли он?

«АBS чинить не буду, так как толку от нее мало, а зимой еще и тормозной путь увеличивается», – заявил на СТО один владелец подержанной иномарки. Прав ли он?

«АBS чинить не буду, так как толку от нее мало, а зимой еще и тормозной путь увеличивается», – заявил на СТО один владелец подержанной иномарки. Прав ли он?

Работа антиблокировочной системы тормозов (ABS) вызывает немало споров в среде отечественных автовладельцев. Одни ее защищают, другие, наоборот, доказывают ее ненужность. Главный аргумент ее сторонников – на Западе, мол, ерунды не придумают, а ее противники приводят примеры, когда из-за срабатывания этой системы тормозной путь автомобиля увеличивался.

Исследовать поведение АBS на украинских дорогах мы начали еще позапрошлой зимой, сравнив эффективность работы автомобильных тормозов с данной системой и без нее. Тесты проводились на снегу и на льду. Результаты мы получили сенсационные (см. «АЦ» № 9’2007). На льду и снегу тормозной путь автомобиля с работающей системой оказался значительно длиннее, чем с отключенной (см. табл.). Таким образом, вывод о пользе АBS в наших зимних условиях, когда дороги от снега и льда чистят далеко не везде, был не слишком утешительным.

Неисправности ABS имитировали путем отключения предохранителя системы.

Погрешность при замере тормозного пути оборудованием Racelogic – не более 2 см.

На неровностях или при неработающих амортизаторах (слева) быстродействия ABS не хватает для эффективного торможения.

Лето не зима

В этом году мы вернулись к вопросу эффективности работы АBS, но уже летом. Для этого отправились на летний полигон компании Nokian Tyres в Финляндию, где совместили тест ABS и летних шин медиум-класса. За рулем VW Polo, на который установили профессиональное тестовое оборудование Racelogic и российские шины, мы опробовали полезность АBS сначала на сухом, а затем на мокром, обильно поливаемом водой асфальте. По пять торможений со скорости 80 км/ч до 5 км/ч на каждой трассе, с включенной и отключенной ABS, – и выявлена довольно серьезная разница в тормозном пути. Так, на сухом покрытии остановочный путь без АBS больше на 6,56 м, а на мокром асфальте – на целых 14,03 м! В экстремальных ситуациях в подобном промежутке свободно может оказаться какое-нибудь транспортное средство или пешеход. И если вы за рулем машины без АBS или отключили ее, проблем не избежать.

Другая опасность при торможении без АBS – разворот автомобиля. В этом случае можно столкнуться с машиной на соседней полосе. Происходит это по многим причинам – из-за неравномерной загрузки и разных сцепных свойств между левыми и правыми колесами, когда одни стоят на гравии, мокром или отполированном асфальте, а другие – на жестком шероховатом покрытии.

Эффективность работы тормозной системы с АBS напрямую зависит от сцепных свойств протектора шин с дорогой, поэтому экономить на классе шин не стоит.

Еще больше проблем при торможении без АBS в повороте – машину при заблокированных колесах с легкостью заносит или сносит наружу. Особенно опасно это на мокрой дороге: авто просто вылетает не только за пределы своей полосы, но и с дороги.

Более того, после экстренного торможения с заблокированными колесами на сухом асфальте со скорости 80 км/ч шины становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации из-за нарушения их геометрии – округлости формы – из-за износа протектора в «заблокированном» пятне контакта. Никакой балансировкой эту проблему не решить – шины придется выбросить.

На сухом асфальте тормозной путь при скорости 80 км/ч без ABS увеличивается на 6 и более метров.

При торможении в повороте с заблокированными колесами (т. е. без АBS) машину просто сносит с дороги.

На мокром асфальте тормозной путь с неработающей АBS увеличивается еще больше – почти на 14 м, а процесс замедления сопровождается заносом.

Расставим точки

Думаю, результаты «свежих» тестов АBS станут еще одним веским аргументом для тех, кто давно оценил эту систему активной безопасности, а ее противников заставит изменить свое мнение о ней. Все-таки в нашей климатической зоне автомобили 85–95% времени эксплуатируются на сухом и мокром асфальте, а не на льду или снегу.

Итак, осталось обратить внимание на некоторые моменты, когда водителям машин с АBS следует быть гораздо осторожнее, чем без этой системы. Прежде всего, это касается езды по обледенелым и заснеженным покрытиям, где тормозной путь с АBS может увеличиться в несколько раз, хотя управляемость частично сохраняется. Растет остановочный путь и при работе АBS на неровной дороге, когда колеса на миллисекунды разгружаются, даже зависают в воздухе и блокируются. Система разблокирует колеса, снижая тормозное усилие до минимума.

На эффективность работы тормозной системы с АBS влияет и класс шины. Сравнительный тест летних шин медиум- и премиум-сегмента показал, что разница в тормозном пути со скорости 80 км/ч у шин разных классов может колебаться от 2 до 4 м. Так что при выборе шин экономить не стоит.

Нужна ли АBS? Четыре «да» против двух «нет»

Плюсы

Минусы

  • При интенсивном торможении протектор шин изнашивается равномерно.
  • При торможении в повороте и при маневрах сохраняются курсовая устойчивость и управляемость.
  • Тормозной путь короче как на мокром, так и на сухом асфальте.
  • Отсутствует разворот авто при торможении на любом покрытии.
  • При торможении на неровностях и в случае аквапланирования тормозной путь увеличивается.
  • С АBS тормозной путь на льду, на снегу и других рыхлых покрытиях больше.

Снег и лед. Торможение со скорости 50 км/ч до 0 км/ч*

 

С ABS

Без ABS

Лед, неровности, снежная каша

19 м

12 м
Разворот на 90°

Рыхлый снег

23 м

11,5 м

* Результат теста ABS в 2007 г.

Асфальт. Торможение с 80 км/ч до 5 км/ч, (м)

 

с ABS

без ABS

Сухой асфальт

26,40

32,96
Разворот на 30-45°

Мокрый асфальт

27,44

41,47
Разворот на 30-45°

История и принцип работы ABS

История ABS

Потребность в создании антиблокировочной системы тормозов возникла еще в 50-е годы прошлого столетия, когда автомобили начали оснащать тормозными механизмами с различными усилителями (гидравлическими, вакуумными и др.). А это привело к тому, что при резком торможении колеса стали блокироваться или, как говорят, идти «юзом», что не только увеличивает тормозной путь, но и вызывает потерю управляемости автомобилем со всеми вытекающими последствиями. Согласно исследованиям калифорнийского института Failure Analysis Associates (ассоциация по анализу аварийности) можно было бы избежать каждого десятого ДТП, если бы все автомобили оснащались АBS. А на мокром и скользком дорожном покрытии, по оценкам экспертов, благодаря этой системе можно предотвратить каждый пятый несчастный случай. Исследования в Европе дали аналогичные результаты. Устанавливать ABS на серийные автомобили начали в 1978 г. Первая автомобильная антиблокировочная система с электронным управлением разработана компанией Bosch. АВS многократно модернизировалась: только одной компанией Bosch выпущено 6 ее поколений. Именно ABS стала основой для всех современных систем активной безопасности – противобуксовочной, стабилизации движения (курсовой устойчивости).

Работа ABS

Антиблокировочная система тормозов (Anti Blockier System – ABS) выполняет всего лишь одну задачу – при торможении исключает блокировку колес, т. е. их скольжение. Но в итоге от этого несколько выгод. Во-первых, обеспечивается сохранение курсовой устойчивости автомобиля: колеса не скользят, поэтому ни боковые силы инерции в поворотах, ни боковой ветер не способны изменить заданную траекторию движения. Во-вторых, поскольку колеса не скользят, машина поддается управлению рулем. В-третьих, на твердых дорожных покрытиях уменьшается тормозной путь.

Юрий Дацык
Фото автора, Bosch и Continental

Благодарим компанию Nokian Tyres за помощь в организации теста