X

Можно ли установить на «Запорожец» газобаллонное оборудование

Можно ли установить на «Запорожец» ГБО? Если да, то куда в таком случае нужно поставить баллон?

Можно ли установить на «Запорожец» ГБО? Если да, то куда в таком случае нужно поставить баллон?

Можно ли установить на «Запорожец» ГБО? Если да, то куда в таком случае нужно поставить баллон?

Павел Севастьянов, г. Знаменка

Проблема адаптации ГБО к двигателям с воздушным охлаждением заключается в отсутствии охлаждающей жидкости, которая необходима для подогрева редуктора-испарителя, где охлажденный жидкий пропан переходит в газообразное состояние.

Тем не менее существует несколько вариантов установки ГБО на машины с моторами-«воздушниками». Так, газовый редуктор можно подключить вместо системы охлаждения к масляной магистрали двигателя МеМЗ-968. Исправный и неизношенный мотор допускает такое вмешательство, производительности маслонасоса хватает для поддержания достаточного давления в двух системах – смазки двигателя и подогрева редуктора. Поскольку рабочая температура масла достигает 100 – 110°С, редуктор-испаритель подогревается эффективно. Установленную в него мембрану изготавливают из резины высокого качества, для которой постоянный контакт с маслом будет безболезненным. А итальянская фирма BRC в качестве разделительной перегородки между газом и теплоносителем (в данном случае – маслом) применяет металлическую мембрану – еще более стойкую к горячему маслу.

Второй из возможных вариантов – установка на «Запорожец» редуктора для мотоциклов и стационарных генераторных установок. Эти устройства предназначены для моторов небольшого литража и не подключаются к системе охлаждения двигателя, поскольку в них испарение жидкого газа происходит естественным путем. Однако не исключено, что на автомобиле (даже с мотором небольшого объема), где при работе двигателя под нагрузкой моментальное потребление топлива может быть высоким, газ не будет успевать испаряться, редуктор обмерзнет и перестанет подавать топливо в карбюратор.

В таком случае умельцы прибегают к подогреву газовой магистрали выхлопными газами. Для этого газовую трубку навивают спиралью и делают вокруг нее жестяной кожух, через который пропускается часть выхлопных газов – например, от одной пары цилиндров V-образного мотора МеМЗ-968.

Сведениями об эксплуатации «безподогревных» редукторов на автомобилях редакция не располагает. Желающие поэкспериментировать могут заказать данный прибор в фирмах, торгующих компонентами ГБО. Розничная цена такого испарителя, к примеру, производства турецкой фирмы Voltran – 45 долларов.

Теперь о расположении баллона в автомобиле. Наименьший баллон из представленных на украинском рынке – цилиндрический 30-литровый (полезная емкость 27 л), вполне может поместиться в багажнике «Запорожца».

Подготовили Владимир Корницкий, Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка и фирм-производителей