X

На хвосте практичности

Владельцы малого бизнеса обычно ищут автомобиль с огромным багажником или покупают грузопассажирский микроавтобус. А ведь достойной альтернативой этому может быть более компактная и экономичная легковушка и прицеп в придачу.

Владельцы малого бизнеса обычно ищут автомобиль с огромным багажником или покупают грузопассажирский микроавтобус. А ведь достойной альтернативой этому может быть более компактная и экономичная легковушка и прицеп в придачу.

Владельцы малого бизнеса обычно ищут автомобиль с огромным багажником или покупают грузопассажирский микроавтобус. А ведь достойной альтернативой этому может быть более компактная и экономичная легковушка и прицеп в придачу.

В Украине популярность прицепов для легковых автомобилей и других легких транспортных средств значительно ниже, чем в большинстве европейских стран. Там люди уже давно привыкли считать деньги и не переплачивать за топливо, большую часть времени катаясь на машине с пустым багажником. Вот почему при нынешних ценах на бензин есть смысл и украинцам перенять опыт западных соседей, покупая компактные машины с ориентиром на дальнейшее приобретение прицепа. С недавних пор в Украине можно купить не только украинские прицепы, но и импортные, например, Thule, в ассортименте которых есть и специализированные изделия разного назначения. Расширяют список продукции и отечественные производители, делая прицепы под заказ. Кстати, некоторые из них используют и комплектующие зарубежных производителей, например, немецкой компании AL-KO.

Грузовые прицепы

Наиболее популярная группа прицепов – грузовые. В зависимости от размера кузова их можно разделить на три подгруппы – малые с кузовом 1440х940* мм, средние – 2030х1160* мм и большие – 2583х1283* мм (3500х1532* мм). Первые две, как правило, одноосные с 10-, 13- или 14-дюймовыми колесами. Их грузоподъемность, соответственно, до 490 и 1050 кг. Третья подгруппа – одноосные или двухосные грузоподъемностью от 408 до 2450 кг. Стоит отметить, что двухосные отличаются меньшей маневренностью и большим весом, поэтому больше подходят для джипов и микроавтобусов. Все прицепы общей массой более 750 кг оборудуются рабочим инерционным тормозом и, как правило, стояночным. В сегменте грузовых прицепов до сих пор доминировали отечественные прицепы, которые отличаются низкой стоимостью как прицепа (4000–8000 грн.), так и запчастей к нему. Зарубежные аналоги дороже (в два раза и более), но благодаря своей конструкции и используемым материалам (оцинкованный металл, «нержавейка» или алюминиевый сплав, пластиковые крылья) служат значительно дольше, практически не требуют обслуживания, да и функциональнее – позволяют раскладывать не только задний борт, но и передний. Кроме того, импортные аналоги имеют резино-жгутовую подвеску, в то время как наши испокон веков делают либо с пружинной, либо с рессорной. Другая отличительная черта прицепов разного происхождения – конструкция и тип тента. У отечественной и импортной продукции в «базе» это, как правило, натяжной тент, сделанный из брезента или другого водонепроницаемого материала. Такой вариант плох тем, что из-за влияния атмосферных факторов (солнце, дождь, снег, перепады температур) тент служит всего 2-3 года. К импортным прицепам в качестве опции или аксессуара (т. е. за дополнительную плату – от 500 евро) предлагается тент из ABS-пластика, который может быть разной конфигурации. Как отечественные, так и зарубежные производители в качестве опции предлагают дополнительные борта, которые позволяют увеличить объем кузова при необходимости перевозки сыпучих грузов с небольшим удельным весом или просто объемной поклажи. У некоторых импортных прицепов есть еще одна удобная функция – наклон кузова (не отсоединяя прицеп от автомобиля), что облегчает погрузку и выгрузку некоторых видов багажа. Существуют универсальные грузовые прицепы, предназначенные для перевозки самой разнообразной поклажи, начиная с песка, земли, гравия и заканчивая спецтехникой (небольшими экскаваторами, катками). У них широкий кузов с механизмом наклона, что позволяет погружать упомянутую технику. Отечественные и импортные прицепы можно сравнить еще по одному параметру – по количеству модификаций и функциональности. Украинские производители выпускают значительно меньше разновидностей прицепов, чем зарубежные, даже несмотря на то, что у нас могут делать эту продукцию под заказ. Да и по функциональности импортные в выигрыше, так как предоставляют возможность открытия нескольких бортов, а у некоторых есть механизм наклона кузова без отсоединения от тягача.

**На примере прицепов Thule

Функция наклона прицепа значительно облегчает выгрузку сыпучих материалов.

Зарубежные прицепы можно доукомплектовать практичной крышкой из ABS-пластика.

Двухосные прицепы оснащают тремя тормозами – рабочим (инерционным), стояночным и аварийным.

В Украине прицепы также изготавливают с использованием некоторых импортных комплектующих.

Преимущества и недостатки

Отечественные

Низкая стоимость прицепа (4000–8000 грн.)Подвержен коррозии (необходимость антикоробработки)
Невысокая стоимость запчастейНевысокий ресурс
Высокая ремонтопригодностьНедолговечность тента

Импортные

Высокая антикорзащитаБольшая цена прицепа (от 10000 грн.)
Гарантия 2–5 лет
Более высокая функциональность
Высокие надежность и грузоподьемность
Возможность покупки пластикового тента разных размеровВысокая стоимость запчастей и аксессуаров
Специальная торсионная подвеска для прицепов
Широкий ассортимент

Самосвалы

Для тех, кто занимается мелким строительным бизнесом или ремонтом дорог, незаменимым помощником будут прицепы-самосвалы. Они предназначены для перевозки сыпучих материалов (песка, гравия, щебня и т. п.). В зависимости от производителя и модели прицепа они оснащены механизмом подъема кузова только назад или осуществляющим подъем в одну из трех сторон (все борта – открывающиеся). При этом механизм может быть ручным – с рычажным гидронасосом или с электроприводом, в котором гидронасос приводит в действие электродвигатель, питаемый от аккумуляторной батареи, установленной в специальном боксе прицепа. Благодаря большим размерам кузова в нем можно перево­зить и небольшую стройтехнику. Прицепы-самосвалы, как правило, делают двухосными и оснащают их рабочей (инерционной), стояночной и аварийной тормозной системой. Для удобства транспортировки прицепа вручную (без тягача) имеется направляющее колесо-опора, а для лучшей маневренности колеса спрятаны под кузовом.

Поднимать кузов ручным гидронасосом, в отличие от электропривода, довольно долго и неудобно.

Закрытые боксы

Очень популярны за рубежом прицепы-боксы. Благодаря тому, что они закрытые, их можно использовать для перевозки аудио- и видео- аппаратуры, мебели, а также различной техники, например, мотоциклов. Эти прицепы привлекательны тем, что дают возможность транспортировки любого груза в целости и сохранности независимо от погодных условий и влияния других внешних факторов. Кроме того, они лучше защищены от воров. Такие прицепы поставляются с двойными дверями или погрузочной аппарелью (рампой). Стоят они от 45000 грн.

Для транспорта

Прицепы для перевозки ТС – также в основном зарубежного производства. С недавних пор на рынке представлены автовозы для транспортировки легковушек, мотоциклов, квадроцик­лов, стройтехники (мини-экскаваторов). Они могут быть нескольких типов – для легковых авто (до 1950 кг и до 2400 кг) и более тяжелых, например, микроавтобусов или внедорожников (с полной массой от 2500 до 3500 кг). Для удобства погрузки и разгрузки такие прицепы оснащают механизмом наклона платформы (с ручным гидроприводом) и лебедкой с ручным приводом для подачи автомобиля на платформу. Такие прицепы оснащают тормозными системами и направляющим колесом.

Для перевозки мототехники предлагаются «одноместные» и «двухместные» варианты (для одного и двух мотоциклов). Есть платформы для транспортировки одного квадроцикла.

Для удобства погрузки и выгрузки колесной техники прицепы этого типа имеют специальные трапы.

Для водной техники

Любители водной техники могут выбрать прицепы для надувных и металлических лодок, катеров, водных мотоциклов и т. п. полной массой от 500 до 3500 кг. Причем в этом сегменте представлена продукция как отечественных производителей (в основном под заказ), так и зарубежных. Правда, последние более функциональны и среди них легче подобрать прицеп под требуемую длину лодки. Отечественные прицепы, например, для водных мотоциклов стоят дешевле, чем зарубежные* (от 12260 грн.).

Прицепы для лодок подбирают в соответствии с их размерами. Зарубежная продукция стоит от 20000 грн.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка и фирм-производителей

Благодарим компанию «Трейлертим» – официального импортера Thule за предоставленную информацию