X

Насколько выгоден электромобиль

Главное в электромобиле, по словам его приверженцев, – экономическая выгода. Так ли это на самом деле, проверим вместе.

Говоря об экономичности электромобиля, нужно принимать во внимание не только топливный фактор, но и многие другие моменты, в том числе и нематериального характера. Но обо всем по порядку.

Экономия на топливе

Ежедневная езда на электромобиле действительно обходится дешево. При нынешних ценах на электроэнергию (самый распространенный бытовой тариф – 1,68 грн за 1 кВт ч) и среднем аппетите электрокара на уровне 20–25 кВт·ч на 100 км каждая сотня пробега обходится владельцу в 35–40 грн. При том что владельцу авто с ДВС такой пробег обходится примерно в 120–200 грн.

Но нужно учитывать также более высокую по сравнению с обычной машиной стоимость электромобиля при покупке. Для новых машин «из салона» разница может быть двукратной. Всю экономию на топливе за несколько лет также может легко снивелировать тяговая батарея, которая имеет свой ресурс по пробегу и по возрасту. Например, для распространенного в Украине Nissan Leaf (официально в страну не поставляется) гарантийный срок аккумулятора – 8 лет и 160 тыс. км от дефектов и 5 лет и 96 тыс. км от потери емкости. Правда, после этого менять батарею не обязательно, она может лишь потерять часть своей емкости (около 20–30 %), так что пробег ограничится пределами вашего микрорайона.

Новая батарея для «народного» электромобиля той или иной марки (Tesla с ее гигантскими аккумуляторами не в счет) стоит порядка 5000–8000 долл. Вы можете сами разложить эту цифру на годы эксплуатации и сопоставить ее с расходами на бензин. Более реальный вариант – купить АКБ с аварийного автомобиля или с «утопленника» на зарубежном аукционе за $1500–$2000. Но каким будет ее ресурс, никто вам точно не скажет.

Строго говоря, явного однозначного экономического преимущества за электромобилем нет, но и убыточным его в большинстве случаев не назовешь. По нашим оценкам, в среднем «по палате» его рентабельность – на грани «да» и «нет». То есть каждый потенциальный владелец электромобиля должен рассчитывать целесообразность покупки, исходя из собственных данных: бюджета, условий эксплуатации, режима поездок вплоть до конкретных маршрутов. Самый верный вариант – купить слегка подержанный электромобиль, возможно, восстановленный после аварии, попользоваться им несколько лет и продать, выездив большую часть ресурса батареи. Если, конечно, кто-то не сделал это до вас.

Практично или модно

Конечно, ездить на электромобиле модно, но нужно быть готовым к определенным трудностям. Постоянно придется думать о том, где и как подзарядиться. Или – хуже того: удастся ли вернуться домой своим ходом? Расчеты эти будут не так просты, как может показаться, и данные о запасе хода из руководства по эксплуатации электромобиля в суете городских будней мало помогут.

Паспортный пробег современных электромобилей выглядит приемлемо: 150–250 км (кроме премиальной Tesla S с ее 425 км). Но в повседневной эксплуатации эту цифру нужно сокращать примерно на треть, поскольку официальные тестовые режимы от реальной жизни далековаты. Еще около трети паспортного пробега съедает отопитель в зимнее время, примерно столько же – кондиционер летом, а мороз ниже -15°С может отобрать сразу до половины паспортной емкости. Так и получается, что проехать 100 км в день на современном электромобиле – предел мечтаний для жителя крупного города, даже в летний период. А ведь зарядных станций на каждой парковке у нас пока что не наблюдается, и даже удлинитель вам не из каждого офиса разрешат протянуть.

В больших городах Украины есть достаточное количество зарядных станций. В малых населенных пунктах и на трасах их пока нет

Одним словом, получается, что с точки зрения практичности в наших условиях электромобиль может служить лишь как специфический транспорт узкого назначения. Например, для коротких поездок в пределах небольшого населенного пункта. На самом деле это вполне приемлемо при наличии в семье еще одного (бензинового или дизельного) автомобиля. Также легче эксплуатировать электрокар будет жильцу частного дома, где проще обустроить собственную зарядную станцию и теплый гараж.

Впрочем, отрицать пользу (а главное – перспективность!) электрокаров никто уже не осмелится.

Выгода

Бензин (А-95)

24,6 грн/л

Электроэнергия, тариф обычный

168 коп./кВт

Электроэнергия, тариф ночной,

 84 коп./кВт

Цена заправки на 100 км пробега

162,36 грн.

30,24 грн.

15,12 грн.
Экономия на 100 км пробега

132,12 грн.

147,24 грн.
Срок окупаемости разницы в цене новых машин

334 544 км

300 190 км
Срок окупаемости разницы в цене б/у машин

39 358 км

 35 316 км

Срок окупаемости замены батареи на новую ($5500)

108 234 км

97 120 км

Срок окупаемости замены батареи на б/у ($1500) 

29 518 км

 

26 487 км

(На примере Nissan Leaf и Nissan Juke SE 1,6 бензин, ср.расход бензина – 6,6 л/100 км, расход электроэнергии – 18 кВт=ч/100 км) Электромобиль Nissan Leaf стоит в Украине порядка $35 тыс.*, хэтчбек Nissan Juke SE с 1,6 л ДВС и автоматической трансмиссией – около $18 тыс.* Подержанные конкуренты в двух-трехлетнем возрасте менее разнятся по цене: стоимость, соответственно, порядка $16 тыс. и $14 тыс.)