X

Ни капли на пол

Слить масло из агрегата и залить в него свежее, не пролив ни капли на пол, практически невозможно без применения специальной оснастки. Для этих целей производители оборудования предлагают широкий выбор установок.

Слить масло из агрегата и залить в него свежее, не пролив ни капли на пол, практически невозможно без применения специальной оснастки. Для этих целей производители оборудования предлагают широкий выбор установок.

Слить масло из агрегата и залить в него свежее, не пролив ни капли на пол, практически невозможно без применения специальной оснастки. Для этих целей производители оборудования предлагают широкий выбор установок.

Если задаться целью систематизировать установки по группам, то начинать необходимо с простейших ручных установок для слива масла. Область их применения – автомобили, в двигателях и КП которых имеются сливные пробки. Применяемое в таких случаях оборудование – передвижные тележки с маслосборниками – недорогое и очень удобное в использовании.

Передвижные баки – более совершенное напольное оборудование, которое оснащается индикаторами уровня наполнения и системой пневмоперелива. В последнем случае в герметичный корпус закачивается сжатый воздух, и благодаря избыточному давлению масло из бака выдавливается через сливной шланг в необходимую емкость. В зависимости от возможностей и пропускной способности СТО существуют баки различного объема – 65, 80, 90 л.

Для работы в осмотровых канавах предусмотрены специальные тележки с поддоном, которые перемещаются на роликах вдоль по «рельсам». Точно такое же целевое предназначение, но иной принцип работы и конструкцию имеют настенные канавные установки. Оператор, находясь в канаве, с помощью рычажно-шарнирного механизма устанавливает приемную ванну в удобное для обслуживания положение.

После того как появилась технология вакуумного отбора масла, некоторые автопроизводители в своих моделях отказались от сливных пробок. Поэтому без установок вакуумного отбора масла современным СТО уже не обойтись.

Отбор осуществляется через отверстие для контроля уровня масла. К автомобилю подкатывается универсальная передвижная установка для отбора масла. В простейшем виде – резервуар с устройством для откачивания масла, манометром и набором гибких и прямых адаптеров (щупов), позволяющих работать с любым автомобилем. При подсоединении адаптера (щупа) к отверстию для контроля уровня масла откачивающее устройство установки создает разрежение, величина которого позволяет отбирать масло непосредственно из поддона двигателя или КП в маслосборный резервуар установки. Вся процедура занимает несколько минут.

Вакуумные установки с предкамерами более совершенны. Предкамера служит для визуального контроля степени загрязнения и объема сливаемого масла и представляет собой стеклопластиковую мерную колбу, в которую масло попадает сразу после откачки из двигателя.

Существуют и универсальные установки для слива и отбора масла – они включают как сливную ванну, так и систему вакуумного отбора. Их также часто вооружают вышеупомянутой предкамерой для контроля состояния масла.

Раздача

Красиво слить или отобрать масло – это только часть процесса замены. Не менее важно правильно наполнять свежим смазочным материалом картеры двигателей и коробок передач.

Для этого созданы специальные мобильные и стационарные пневматические установки для раздачи масла. Алгоритм действий при их использовании прост: механик подкатывает установку к автомобилю, вcтавляет пистолет в маслозаливную горловину двигателя или КП, нажимает на «курок» (рычаг) и выдает необходимое количество масла.

Стационарные пневматические установки снабжены специальным поддоном для бочки, пневматическим насосом (или насосами) с необходимой производительностью и давлением, автоматической катушкой со шлангом определенной длины, маслораздаточным пистолетом с электронным счетчиком. В данном случае покрытие расстояния до автомобиля обеспечивается длиной шланга в катушке.

Следующий этап – разделение стационарной установки. При такой схеме на постах проведения работ остаются только катушки со шлангами и снабженными электронными счетчиками маслораздаточными пистолетами. Поддоны с бочками и погруженными в них насосами устанавливаются в маслохранилище (отдельное помещение). Масло к пистолетам из бочек поступает по специальным трубопроводам под давлением. Контрольные операции производятся согласно показаниям электронных счетчиков.

Комплект «два в одном» – комбинированные передвижные и стационарные установки отбора-раздачи масла. Такой аппарат позволяет отбирать отработанное масло и производить последующую раздачу «свежего» продукта.

Учет и контроль

Казалось бы, что еще можно сделать? Полностью автоматизировать процесс!

Но сегодня самым совершенным оборудованием в данной подгруппе считаются компьютерные централизованные системы учета и раздачи масел.

Такие системы можно запрограммировать на определенный объем жидкости, и после подачи нужной порции электроника самостоятельно прекратит нагнетание масла.

Внедрение электронных систем учета и раздачи масла значительно сокращает время выполнения операций и автоматизирует их, а компьютерное оснащение обеспечивает управление процессами с помощью ПК и предоставляет необходимые данные относительно движения масел, остатках на складе и др.

Хитрый ключик

Специнструмент для обслуживания систем смазки условно делится на две подгруппы: съемники и ключи для демонтажа (а в некоторых случаях – монтажа) масляных фильтров, а также ключи для откручивания сливных пробок.

Фильтры различных форм требуют использования соответствующих ключей. Так, существуют:

универсальные съемники с тремя захватами (так называемые паучки);
съемники масляных фильтров с полукруглыми захватами (для обслуживания систем смазок, у которых масляный фильтр «утоплен» в двигателе);
съемники крышек фильтровальных элементов систем смазки Mann+Hummel, Knecht, Hengst (или «масляные ключи», повторяющие форму профиля фильтра);
ленточные съемники масляных фильтров (с лентами из синтетического волокна или металлическими);
цепные рычажные и поворотные съемники (для «тяжелых» случаев).

Ключи для пробок получили путевку в жизнь благодаря распространению защитных выступов, не позволяющих использовать при выкручивании маслосливных пробок обычный «двенадцатигранник». Существует целая гамма ключей, конфигурация которых позволяет без труда подобраться к масляным пробкам автомобилей. Замысловатый изгиб и четко определенное плечо к присоединительной головке максимально облегчают труд механика.

 Эксперт  

Андрей Марченко
Редактор журнала «СПЕЦ», компания «Автомеханика»

Замена масла – операция, по способу выполнения которой каждый может судить об уровне автосервиса. Применение «традиционных» технологий (ведро или тазик для слива отработки) в чрезвычайно короткий срок превращает любую новенькую СТО в банальный гаражный бокс с навязчивым запахом и «липкими» ощущениями. Использование же современного специализированного оборудования и инструмента – это и проявление уважения к клиенту, и повышение культуры производства.

Андрей Марченко
Фото автора и фирм-производителей