X

Охотники за пробками

Сегодня жители столицы, пользующиеся автомобилем, перед уходом из офиса домой непременно заглядывают в Интернет, чтобы узнать о заторах на дороге. Как актуальная информация о текущем трафике попадает на экран компьютера или телефона?

Сегодня жители столицы, пользующиеся автомобилем, перед уходом из офиса домой непременно заглядывают в Интернет, чтобы узнать о заторах на дороге. Как актуальная информация о текущем трафике попадает на экран компьютера или телефона?

Сегодня жители столицы, пользующиеся автомобилем, перед уходом из офиса домой непременно заглядывают в Интернет, чтобы узнать о заторах на дороге. Как актуальная информация о текущем трафике попадает на экран компьютера или телефона?

Чтобы, сидя в помещении, за 2-3 минуты узнать, каким будет ваш путь через запруженный автомобилями город, можно с домашнего компьютера зайти на один из сайтов, предлагающих сервис «Карты». Открыв их, нужно найти кнопку «Пробки» – и городские улицы окрасятся в разные цвета, каждый из которых соответствует степени загруженности того или иного отрезка дороги.

Некоторые продвинутые пробочные сервисы отражают городской трафик на особых уличных экранах.

Как увидеть пробки

Если захотите получить картинку трафика на экран телефона, скачайте в него с одного из упомянутых сайтов специальное приложение. Естественно, телефон должен быть с Интернетом. Кроме того, чтобы точно позиционировать себя на карте, нужен GPS-модуль – встроенный в телефон или отдельный, связывающийся с телефоном по Bluetooth. В принципе, интернет-карты («Видеопробки», «Яндекс») могут обходиться без GPS-привязки пользователя, но в таком случае они определяют местонахождение пользователя по его положению относительно базовых станций мобильной связи. Точность такого способа невелика.
Для быстрой общей оценки картины у одних сервисов существует понятие пробочного балла («Яндекс»), у других – процентная оценка загруженности дорог («Видеопробки»).
Наконец, чтобы помочь «пробочному» сервису быть точнее, советуем активировать в мобильном приложении функцию «Сообщать о пробках». Тогда ваш мобильник будет периодически посылать на сервер данные (совершенно анонимные) о своем перемещении, и эта информация будет использоваться для формирования более правдивой «пробочной» картины. «Расход» интернет-трафика телефоном при этом небольшой.

В придачу

«Пробочные» службы не ограничиваются отображением текущей картины на улицах. В дополнение к этому они помогают проложить маршрут, одновременно оценивая степень заторов на нем, а некоторые (например, «Яндекс») сразу указывают время, которое займет поездка с учетом настоящей дорожной ситуации. Обычно есть возможность спрогнозировать дорожную ситуацию – точнее, опираясь на свой архив данных, сайт может показать типичную дорожную ситуацию на любой момент.

В некоторых случаях на карте можно увидеть поджидающие водителя опасности – посты ГАИ, ремонтные работы или причину затора – ДТП, перекрытие дороги органами власти. Их наносят или сами пользователи, или операторы при наличии достоверной официальной информации. На всех сервисах есть возможность посмотреть свежую фото- (Google) или видеокартинку («Видеопробки», «Яндекс») с наиболее важных городских развязок. Кроме того, иногда предлагается (Google) просмотреть и фото местных достопримечательностей. Из интересных перспективных наработок – разрабатываемая идея мониторинга свободных мест на парковках с выводом информации на мобильные карты.

Информацию о характере трафика автоматически поставляют сами пользователи сервиса.

Устройство

Современные «пробочные» интернет-сервисы устроены не так, как это было десять лет назад в европейских странах. Сейчас никто не встраивает в асфальт датчики фиксации количества авто и не нанимает агентов на скутерах. Сегодня у каждого водителя есть как минимум один мобильный телефон.

 

Благодаря сотовой связи о пробках «рассказывают» те, кто ими больше всего интересуется – водители, пользователи данного сервиса. Для этого каждый из них, активируя однажды в своем телефоне программу мобильной интернет-картографии, поставил галочку в окошке меню «Сообщать о пробках». И телефон начинает периодически посылать на сервер данные о своем местоположении в привязке к данным встроенного в телефон GPS-модуля (или отдельного GPS-модуля, связанного с телефоном по Bluetooth). Кроме того, информацию о трафике предоставляют партнеры интернет-сервисов – компании, располагающие собственным обширным автопарком, который постоянно пребывает на городских улицах. Задача операторов услуги – обработать все полученные данные, сделать из них правильные выводы и донести до потребителей.

Сайт www.videoprobki.com.ua предлагает картину трафика в трех крупнейших городах Украины. С помощью видеокамер (в Киеве – около 100) можно также увидеть, как обстоят дела на важных магистралях. Есть архив с записью ДТП. Пробки делятся на 3 типа сложности, их (а также видео) можно получать на телефон. Есть функция маршрутизации.

Ресурс www.google.com.ua отражает ситуацию в Киеве на карте и показывает ее на картинках с фотокамер. Сложность заторов подразделяется на четыре типа. Сервис помогает пользователю прокладывать маршрут. Кроме фото развязок, можно посмотреть изображения туристических достопримечательностей – и не только в крупных городах.

Пробочным сервисом на www.yandex.ua охвачены Россия, Украина, Казахстан, Беларусь. Он активирован по всей Украине, хотя количество пользователей-информаторов во многих небольших городах еще недостаточное. Видеокамеры (в Киеве – 80) передают реальную картинку с ключевых развязок, в т.ч. и на «мобилку». Маршрутизация работает везде. По сложности трафик делится на три категории разных цветов. Карта показывает скорость движения потока.

Схема работы «пробочных» сервисов

Анализатор

Это устройство «причесывает» полученные от пользователей данные – отделяет трехминутные задержки у светофоров от настоящих заторов, автоматически исправляет погрешности ­GPS-позиционирования каждого пользователя, привязывает GPS-трек каждого из них к проезжей части улицы. Кроме того, анализатор отсекает «неправильную» информацию – сигналы от припаркованных машин, от автомобилистов, перешедших в пешеходный режим, но не закрывших в своем телефоне интернет-приложение.

Карта пробок

Данные мобильных треков поступают на сервер компании-оператора «пробочной» услуги. Здесь в специальной порграмме создается предварительная карта пробок. На нее наносится каждый локальный затор в отдельности, без увязки их между ­собой и пока что без отображения общей картины городского трафика. В таком виде карта еще не годится для предоставления пользователям.

Агрегатор

Здесь разрозненная картина отдельных пробок объединяется в общегородскую картину уличного трафика. На основе полученной от пользователей информации о коротких заторах (у перекрестков, въездов на мосты, мест ДТП) выводится средняя для данного отрезка улицы скорость движения – чтобы маркировать его на карте соответствующим цветом.

Мобильный пользователь

Автомобилист с телефоном, в котором есть Интернет и активировано соответствующее приложение мобильной картографии. К примеру, у «Яндекса» таких пользователей в четырех странах СНГ в месяц насчитывается более 1,5 миллиона, и не менее чем у 80% из них телефоны оснащены GPS. Т. е. они могут передавать оператору сервиса информацию о своем местоположении. Это и есть информационная база – основной источник информации о движении автомобилей по улицам.

Пробки в устройствах пользователей

Слой пробок накладывается на карты в компьютерах и в мобильных устройствах: ­GPS-навигаторах и сотовых телефонах. Cервисом «Яндекс. Пробки» охвачено 70 городов в четырех странах – России, Украине, Беларуси и Казахстане. Обычно сервис стараются совместить с большинством известных мобильных платформ: Windows Mobile, Apple, Symbian, Android, Java и пр. Кроме того, «пробочная» информация размещается на радиостанциях, а у «Яндекса» есть даже свои экраны на улицах Москвы.

Общегородская карта пробок

Специально созданные компьютерные программы анализируют время задержки автомобилей на маршрутах и определяют степень сложности (балльность) пробок на данный момент – как по городу в целом, так и на отдельных конкретных маршрутах.

Качество пробок

Качество «пробочного» сервиса – это прежде всего достоверность отображаемой на экране информации. Для контроля за этим параметром тот же «Яндекс», к примеру, несколько раз в месяц делает контрольные поездки. Выбрав одно из самых популярных в час пик направлений, аналитики прокладывают в том районе наиболее типичный маршрут и посылают по нему свой автомобиль, оборудованный GPS-логгером. Это устройство непрерывно и с высокой точностью фиксирует передвижение машины. Таких поездок совершается несколько, затем полученная скорость движения тестовых авто по маршруту сравнивается со скоростью, которую показывал на этом участке сайт. Разница этих скоростей в процентах составляет уровень качества. В Москве, где качество сервиса очень высокое, эта цифра равна 70%, в Киеве показатель несколько ниже – 67%. На качество отображения пробок влияет правильность настроек анализатора и агрегатора. Однако в первую очередь его определяет количество пользователей, которые вместе со своими автомобилями находятся на улицах города и телефоны которых через мобильный Интернет передают на сервер «пробочной» службы информацию о характере своего перемещения по городу.

Игорь Широкун
Фото Yandex и автора