X

Особенности национальной охоты

или антология необъявленной войны


«Превышение скорости менее чем на 20 км/ч – 8.50–17 грн.
Превышение сокрости более чем на 20 км/ч – 17–34 грн.»

Эти «приятные»
цитаты из новых штрафных санкций ГАИ заставляют нас подумать об экономической
целесообразности девиза «Время – деньги». Сегодня мы хотим начать разговор
о приборах, появившихся в относительно недавнем прошлом на рынке Украины и
которые мы все дружно называем «антирадары». Как работают эти устройства?
Какие они бывают? Законно ли их использование? Какой из них выбрать?

На эти и другие вопросы (присылайте!) мы попробуем ответить на страницах «Автоцентра». В публикациях этих материалов мы остановимся
и на технических вопросах, но большее ударение попытаемся сделать на их
потребительские свойства. Пользуясь случаем, хотим поблагодарить фирму «Юнитрейд», любезно
предоставившую нам информацию и различные модели антирадаров для их независимого
тестирования.


Хотим также предупредить – этот материал можно читать только тем, кто дружит
с юмором.


Почти все полицейские силы мира, включая родную ГАИ, используют устройства
для измерения скорости, принуждая водителей к соблюдению скоростного режима
и неплохо пополняя государственную казну. В народе этот прибор называют просто
– «фара».


Принцип определения скорости движущегося объекта известен еще со времен второй
мировой, когда он использовался системами ПВО для обнаружения самолетов противника.
Суть его состоит в том, что специальное устройство – радар – посылает в направлении
движущегося объекта сигнал – излучение радиочастоты, а потом слушает и анализирует
его отражение. Когда импульс достигает движущегося объекта, при отражении
его частота изменяется в соответствии со скоростью и направлением движения
(если помните школьный курс физики – эффект Допплера). В последние годы появились
новые типы радаров, использующие лазерное излучение или построенные на других
физических принципах. Но об этом позже. Современные достижения в области электроники
предоставляют блюстителям порядка на дорогах малогабаритное и надежное устройство
для регистрации скорости автомобиля. Остановив машину, инспектор может предъявить
неопровержимые доказательства Вашего проступка, которые высвечиваются прямо
на табло бесстрастного прибора. Во многих цивилизованных странах штраф за
превышение скорости достаточно высок (грустная шутка: с недавних пор по этому
критерию мы с вами тоже живем в цивилизованной стране). Все это должно вынудить
лихача в дальнейшем не нарушать скоростной режим.


У инспекторов есть два туза – они могут выбирать время и место для своих «отстрелов». Причем «там» полиция пользуется радарами преимущественно
на опасных участках дорог и прежде всего для профилактики дорожных происшествий,
а не для поборов. Что касается особенностей нашей «национальной охоты»,
то «засады» славных охотников из племени ГАИ чаще всего устраиваются в местах,
где большинство нормальных людей ездит быстро. А именно – там, где установлены
порой глупейшие ограничения («ну не я же повесил этот знак…»). В качестве
примеров я могу привести известные жителям столицы участки Окружной дороги
или проспекта Победы. Кстати, идея: а не начать ли нам с вашей помощью собирать
информацию о таких местах на всех дорогах страны и передавать ее в службы,
занимающиеся организацией дорожного движения?


Безусловно, правила дорожного движения, как и всякий закон, надо соблюдать.
Но, может быть, вышеуказанные обстоятельства, а может, два физических принципа
– «запретный плод …» и «против лома нет приема,
если нет …» – являются причиной постоянного «творческого» поиска методов
посильной борьбы за целостность своих сбережений и «непорочность» желтых
талонов.


Одним из традиционных и хорошо известных способов является поддержка водителей «подмигиванием» фарами друг другу в «нужном месте».
Однако это не особенно удобно и понятно в сумерках, а тем более – ночью.
Кроме того, «охотники» также прекрасно знают об этой солидарности «трудящихся
дорог», а потому изыскивают места, где это невозможно сделать. Например,
на участках дорог с односторонним движением (киевлянам известны засады в
районе станции метро «Берестейская»).


Бытует мнение о чудодейственной силе обычного компакт-диска, просто болтающегося
под лобовым стеклом и «слепящего» милицейские радары, но дискуссию по поводу
этого сомнительного средства мы проведем в будущем – подключайтесь!


В последнее время особой популярностью среди водителей пользуются автономные
детекторы («обнаружители») радаров или попросту – «антирадары».


Но прежде чем разбираться, что же это за приборы и, тем более, какой из них
выбрать, вспомним, на что же нас «ловят».


Существует три основных частотных диапазона, в которых обычно работают зарубежные
полицейские радары. Достаточно давно и широко используется частота, так называемого
X-диапазона: 10.500-10.550 ГГц. Реже используются приборы, работающие с узконаправленным
излучением К-диапазона (24.050-24.250 ГГц).


Очередное достижение «недобрых» конструкторов – фоторадар,
при обнаружении которым нарушитель узнает об этом только по получении квитанции
на штраф. Этот прибор для определения скорости содержит маломощный радар,
который обычно работает в Ka-диапазоне 33.400-34.200 ГГц или расширенном Ка-диапазоне
33.400-36.000 ГГц. Радиус действия такого радара обычно не превышает 30-50
м, что весьма затрудняет его обнаружение, особенно если он загораживается
постройками или другими автомобилями. Кроме того, фоторадар фотографирует
автомобиль, движущийся с превышением скорости (вплоть до номеров и лица за
рулем). Спорить бесполезно – машина не врет. Известно несколько типов подобных
устройств. В Австралии применяют Fairy slant radar system, использующую радар
K-диапазона с углом 45 градусов. В Новой Зеландии и Канаде – Auto patrol Ka-фоторадар,
достаточно «зоркий» прибор, использующий маломощный радар на 34.6 ГГц с углом
22.5 градуса и фотографирующий автомобили, движущиеся в обоих направлениях.
Однако он не делает снимок, если обнаруживает несколько автомобилей в кадре
для экономии пленки.


Намного дальше классических радаров «стреляет» луч лидара (так правильно
называется лазерный радар), который в отличие от обычного радара для определения
скорости автомобиля использует лазерное излучение длиной волны около 900 нм.
Он через некоторые промежутки времени измеряет расстояние от устройства до
цели, и по его изменению вычисляет скорость. Поскольку измеряется расстояние,
очень важно, чтобы лидар был установлен стабильно и капитально для получения
правильных значений, и обычная цель (автомобиль) в этом случае превращается
в набор поверхностей, которые являются хорошими отражателями. Это очень важно,
поскольку устройство использует отражение лазерного луча от цели для измерения
расстояния.


С точки зрения водителя, основное отличие лидара от радара состоит в сложности
обнаружения. Размер пятна луча составляет около 120 см на расстоянии в 800
м, что очень мало для захвата детектором. Кроме того, все устройства этого
класса автоматически отключают излучатель после произведения замера, а не
работают непрерывно, как большинство радаров.


Существует еще один способ определения скорости движения автомобиля, называемый
Vascar (Visual Average Speed Computer And Recorder, что в переводе значит «Система расчета и записи средней скорости движения»). Это
не радарная система. Суть подхода заключается в том, что есть две отметки
на дороге. В момент пересечения первой включается таймер, в момент пересечения
второй – выключается. Расстояние между отметками – фиксированное. Скорость
вычисляется, как в школьной задачке (из пункта А в пункт Б…).


Что же реально используется в нашей стране? Чтобы ответить на этот вопрос,
мы проехались по столичным улицам «по наводке» ведущих
радиостанций, информирующих о «засадах» на улицах города. Оказывается, на
вооружении ГАИ Украины в основном состоят приборы «Барьер-2М» и «Барьер-2-2М». Эти
приборы работают в Х-диапазоне на частоте 10,525 ГГц. Оба – отечественного
производства (одного из запорожских заводов).


Оба «Барьера», которые на сегодня, откровенно говоря,
не являются последним достижением мирового приборостроения (хотя в свое время
они были одними из лучших в мире), могут определить скорость автомобиля при
отсутствии каких-либо помех с расстояния не более 300…500 метров. Если же
автомобиль мчится в потоке, то «Барьер» видит его, если он опережает поток
на 20 км/ч при скорости основной массы машин до 80 км/ч, и 30 км/ч, если все
едут более 100 км/ч.


Максимальная погрешность приборов составляет в среднем 3 км/ч в диапазоне
скоростей автомобиля от 60 км/ч до 140 км/ч.


«Ленивые» гаишники используют автоматический
режим работы «Барьера», когда прибор нацеливают на дорогу, устанавливают порог
скорости, при котором он срабатывает (как правило, на 10 км/ч выше разрешенной,
учитывая погрешность спидометра и самого радара), и поджидают нарушителя.
Так обычно поступают на стационарных постах ГАИ, где бывает много работы.


Более эффективный ручной режим, где «Барьер» превращается
в подобие пистолета: ствол наводят на машину, нажимают на «курок» и… – «Здравствуйте!
Сержант N-ко. Куда торопимся?». А далее, вооружившись «вилкой» штрафа (см.
вступление), начинает «дифференцированно подходить к каждому нарушителю ПДД,
учитывая его материальное положение…». Именно этот режим чаще всего применяют
в засадах.


Обратите внимание, что все эти приборы должны проходить раз в год проверку
и получать соответствующий паспорт. Если вы сомневаетесь в правильности показаний
радара, попросите инспектора предьявить документы на прибор. Если паспорт
проверки в порядке – спорить практически бессмысленно. Кроме того, у приборов
есть секундомер, отсчитывающий время с момента замера скорости до ее сброса.
Вы можете по нему выяснить, ваша ли скорость зафиксирована на радаре. Если
же все верно, то, вероятнее всего, степень вашего любопытства будет прямо
пропорциональна размеру штрафа.


Продолжение следует