X

Под градусом

Углам установки колес внимание уделяется еще со времен конных экипажей. Если эти углы не в норме – машину начинает «лихорадить»: ее уводит в сторону, появляются посторонние звуки, усиленно «съедается» резина и т. д. Сегодня контроль за тем, чтобы градусы были в норме, выполняется с помощью специализированного оборудования для измерения углов установки колес, по старинке называемого стендами «развал-схождения».

Углам установки колес внимание уделяется еще со времен конных экипажей. Если эти углы не в норме – машину начинает «лихорадить»: ее уводит в сторону, появляются посторонние звуки, усиленно «съедается» резина и т. д. Сегодня контроль за тем, чтобы градусы были в норме, выполняется с помощью специализированного оборудования для измерения углов установки колес, по старинке называемого стендами «развал-схождения».

Углам установки колес внимание уделяется еще со времен конных экипажей. Если эти углы не в норме – машину начинает «лихорадить»: ее уводит в сторону, появляются посторонние звуки, усиленно «съедается» резина и т. д. Сегодня контроль за тем, чтобы градусы были в норме, выполняется с помощью специализированного оборудования для измерения углов установки колес, по старинке называемого стендами «развал-схождения».

Для того чтобы компенсировать воздействие дороги на подвеску и рулевое управление, конструкторы изначально, еще при проектировании, выставляют колеса автомобиля в положение, которое определяется большим количеством параметров, объединенных одним термином – углы установки колес (УУК).

Производители рекомендуют проверять и при необходимости регулировать углы через каждые 30 тыс. км. В основном проверяются три параметра: развал, схождение и наклон шкворня (стойки). На многих современных автомобилях количество параметров, подлежащих регулированию, меньше – достаточно настроить один лишь угол схождения колес (некоторые модели BMW, Nissan, Renault).

Пост контроля и регулирования углов установки колес, как правило, включает:

1 Площадку для установки автомобиля и проведения регулировочных работ (смотровую канаву с траверсным домкратом, эстакаду или платформенный подъемник с двойным выходом либо траверсой).

2 Измерительную систему (стенд контроля УУК, поворотные круги, разгрузочные площадки).

3 Дополнительное оборудование (к примеру, компрессор либо резервуар со сжатым воздухом для подкачки шин), слесарный и другой специальный инструмент.

Использование на данном посту подъемника предпочтительнее. Наиболее удобными являются специализированные четырехстоечные и ножничные подъемники (см. «АЦ» № 17'2006). Особо важно отметить то, что к подъемникам для регулирования УУК существуют требования Госстандарта. Основное – горизонтальная плоскость рабочих точек подъемника (отклонение от горизонтали не должно превышать 1-2 мм).

Однако не будем останавливаться на всех указанных составляющих, а рассмотрим главное – разновидности стендов для проведения контроля и регулирования углов установки колес и особенности проведения этой операции.

Развалим и сведем

Процесс проверки и регулирования УУК достаточно сложный. Еще до начала проведения работ требуется выполнить ряд обязательных подготовительных операций, привести автомобиль в соответствие с требованиями завода-изготовителя. В первую очередь необходимо проверить снаряженную массу, соблюдение схемы загрузки автомобиля, размеров колес и шин, проверить состояние протектора и установить требуемое давление в шинах. Обязательное условие – исправность подвески и рулевого управления, отсутствие в их деталях износа, люфтов и деформаций силовых элементов. Проверку можно выполнить на специализированном оборудовании – стенде проверки состояния подвески (подробнее см. «АЦ» № 13'2006). При определении повреждений либо износа деталей их заменяют новыми.

После проведения «предразвальных» операций автомобиль заезжает на площадку (смотровую канаву или подъемник), где на колесные диски закрепляют измерительные головки. При измерении углов колеса должны иметь определенную степень свободы и быть расторможенными. Для этого подъемник (или смотровая канава) оснащен встроенными поворотными кругами (для колес передней оси) и сдвижными платформами (для колес задней оси).

В процессе проверки УУК на современных стендах можно получить полную картину ориентации колес автомобиля, провести углубленную диагностику подвески и рулевого управления. Кроме непосредственно углов развала и схождения колес и углов наклона шкворня, измеряется множество параметров, с помощью которых можно выявить разницу передней и задней колеи, расхождение колес при повороте, максимальные углы поворота управляемых колес, продольное смещение и перекос осей, отклонение вектора тяги, разность диагоналей подвески и прочее.

Траверсные домкраты и дополнительные подъемники необходимы для выполнения операции компенсации биения колесного диска, а также при проведении регулировочных работ. Для компенсации биения диска колеса необходимо вывешивать и проводить измерения в трех плоскостях диска. То есть мастер должен прокручивать колеса и проводить повторные замеры.

Схождение – наиболее важный из всех параметров – настраивается изменением длины рулевых тяг. Способов регулирования развала – более 20-ти (к примеру, на последних моделях Volkswagen и Audi углы развала и наклона шкворня настраиваются одновременно – при перемещении подрамника). Но далеко не все конструкции предусматривают регулирование данного параметра. Также не всегда настраивается угол продольного наклона оси поворота управляемых колес.

Технология проверки и регулирования зависит от типа применяемого стенда и квалификации мастера. Разберемся с первой составляющей.

А помните, как все начиналось?

Не так далеки те времена, когда при проверке и регулировании УУК применялись веревочки со шкалой, узелками и грузиками или телескопические линейки. Впоследствии их заменили механическими приборами, способными измерить до шести параметров УУК с точностью до 6 угловых минут. Сегодня даже гаражная автомастерская с вывеской «развал-схождение», уважающая себя и своих клиентов, выполняет работы далеко не на глаз, используя специализированные стенды. Как минимум – оптические.

Классические оптические стенды встречаются редко. Принцип их действия основывается на проецировании сфокусированного светового луча с установленных колесных проекторов на экран со специальной разметкой.

Оптико-механические и лазерные стенды отличаются от оптических меньшими габаритами и типом источника света. Немного изменен и принцип измерений. На передние колеса автомобиля устанавливаются измерительные головки с двумя встроенными излучателями сфокусированного светового луча. На задние колеса автомобиля с помощью адаптеров устанавливаются шкалы с делениями. Один луч направлен вдоль автомобиля, другой – в поперечной оси. Значения углов схождения можно считывать визуально по «зайчику» на шкалах. Угол развала и угол наклона шкворня вычисляется встроенными в измерительные головки специальными механизмами с уровнями пузырькового типа.

Существенные недостатки оптико-механических и лазерных стендов – это отсутствие базы данных и недостаточная точность. Кроме того, оптические стенды требуют постоянной проверки параметров на соответствие нормам (юстировки). Среди других минусов можно назвать невозможность одновременного измерения углов колес передней и задней оси и низкую скорость выполнения работ.

Более высокой точностью по сравнению с оптическими обладают кордовые стенды, в которых информация от датчиков четырех колесных измерительных головок преобразовывается в электрический сигнал. Затем по проводам сигнал передается на центральный блок, где обрабатывается и выводится на цифровое табло или дисплей. Кинематическая связь потенциометрических датчиков соседних измерительных головок обеспечивается с помощью крючков на концах специальных кордов (резинок): перед проведением работ мастер зацепляет крючки кордов за рычажки потенциометрических датчиков. Их конструкция предусматривает вывод полученных значений измерений на интерфейсный блок и, при наличии базы данных, сравнение с рекомендованными производителем. Но данная подгруппа стендов еще четыре года назад была снята с производства.

Сегодня в фирменных автосервисах наиболее распространенным видом оборудования для проверки и регулирования УУК являются компьютерные стенды. О них, а также о новейших технологиях проверки углов установки колес, читайте в одном из ближайших номеров.

 Комментарий эксперта 

Андрей Марченко
Редактор журнала «Спец.», компания «Автомеханика»

Оснащение современного автосервиса оборудованием для контроля и регулирования углов установки колес – это непременное условие его эффективной работы. Настройка углов установки колес автомобиля может быть самостоятельной операцией или являться частью технологического процесса большинства работ по ходовой части, а в некоторых случаях – финишной проверкой после выполнения кузовного ремонта.

На сегодня параметры точности большинства современных стендов одинаково удовлетворяют требования автопроизводителей. Потому при выборе данного оборудования больше внимания необходимо уделять изучению своих условий, чтобы оно максимально им соответствовало.

Андрей Марченко
Фото фирм-производителей