X

Прикладная автольмология

Восстанавливаем поврежденные фары и фонари





 Технология
ремонта корпусов фар и фонарей




 Особенности
изготовления стекол фар








 Технология
ремонта колпаков фонарей








Как показывает практика, многие поврежденные фары и
фонари можно успешно восстанавливать, а не заменять новыми. И есть
в автосервисе умельцы, способные сделать из груды осколков настоящую
«конфетку».

Поврежденные приборы
светотехники стоит восстанавливать, если запчасти для машины дорогие или
есть сложности с их заказом и доставкой. Например, для немецких и европейских
автомобилей предлагается широкий выбор новых и «бэушных» фар и фонарей,
поэтому поврежденную оптику в них проще заменить. Светотехника для японских
и американских машин, как правило, дорогая, поэтому ее целесообразнее
ремонтировать. Следует учитывать и конструктивные особенности конкретного
блока автооптики: он может иметь съемное стекло или быть изготовлен как
одно целое. В первом случае разбитое стекло проще заменить новым, во втором
поврежденные фару или фонарь дешевле восстановить.

Ремонт корпусов фар и фонарей

Технология восстановления корпусов фар и фонарей одинакова. Трещины и
отбитые куски соединяют сваркой с использованием струи горячего воздуха.
Для этого применяют высокотемпературный фен-паяльник, воздух в который
подается из компрессора.

Недостающие фрагменты корпусов и элементов крепления изготавливают из
остатков корпусов битой автооптики, ремонтировавшейся ранее. Сварку производят
с двух сторон шва – наружной и внутренней.

Приступая к ремонту корпусов фар и фонарей, важно правильно определить
тип пластика, из которого они сделаны. Это может быть полипропилен (РР)
или АВS-пластик, который можно соединять (склеивать) препаратами типа
«холодная сварка». РР-пластики не склеиваются и соединяются только сваркой.
Температура плавления каждого из типов пластика различна (от +450° до
+650° С) и подбирается опытным путем.

При ремонте следует учитывать, что АBS- и РР-пластики по структуре несовместимы,
поэтому сваривать их друг с другом нельзя, т. к. прочность соединения
будет низкой. Цвет соединяемых частей большого значения не имеет.

Изготовление стекол фар

Разбитые стекла фар заменяют «новыми», изготовленными из органического
стекла. Трещины в колпаках фар заклеивают специальным молекулярным клеем
(мастера предпочитают Graupner). Если его нет, можно использовать дихлорэтан.
Перед изготовлением нового стекла сначала восстанавливают форму «оригинала»,
заполняя недостающие участки пластилином.

По полученной детали отливают гипсовую матрицу и вырезают кусок листового
прозрачного оргстекла нужного размера. Стекла фар делают из заготовок
толщиной 5-6 мм, «противотуманки» и подфарники – 4-5 мм. Затем на кальке
чертят шаблон оптического рисунка внутренней поверхности восстанавливаемого
стекла. Параметры рисунка (шаг зубцов, их высота, угол наклона и т. д.)
определяются с помощью штангенциркуля на уцелевшем стекле фары или на
фрагменте разбитой. Готовый шаблон переносят на заготовку и производят
фрезерование рисунка, который обеспечивает световому лучу необходимую
направленность. Следует отметить, что хотя коэффициент преломления света
оргстекла отличается от аналогичного показателя у стекла, это мало изменяет
конфигурацию светового потока фар.

Далее заготовку вместе с матрицей помещают в конверт из термостойкой
вакуумной пленки и герметизируют с помощью двустороннего скотча. Готовый
«бутерброд» подвергают вакуумному прессованию на специальном стенде –
разогревают мощным электрофеном до размягчения оргстекла и с помощью компрессора
создают в конверте разрежение. Под давлением наружного воздуха заготовка
вдавливается в гипсовую матрицу и принимает ее форму. Так делают только
«лобовую» часть стекла. Его боковые сегменты изготавливают отдельно, а
затем приклеивают к основной части стекла. После прессования оптический
рисунок покрывается акриловым лаком. Время, необходимое для изготовления
стекла, зависит от формы фары, ее размеров и т. д. и составляет 2–3 суток.

Реставрация колпаков фонарей

Если вы решили не покупать новый колпак фонаря, можно отремонтировать
поврежденный, заклеив узкие трещины или приклеив отколотые куски. В случае,
когда повреждения значительны, недостающий фрагмент или весь колпак изготавливают
целиком из прозрачного листового оргстекла нужного цвета. Для заливки
трещин и вклеивания отколотых кусков используется все тот же молекулярный
клей, который впоследствии обрабатывают отвердителем.

В процессе обработки клей нагревается и, попав на кожу рук, может вызвать
ожог. Процесс склеивания занимает 5 – 7 мин. Наплывы клея на швах удаляют
ручными циклями или специальными напильниками – стругами, после чего места
склейки шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой (№№400 – 800) и полируют
фетровым кругом с нанесенной пастой ГОИ.

Заклеенные трещины в пластике заметны, но они герметичны и практически
не влияют на светорассеивание колпака.
При необходимости на внутренней
поверхности пластика, используемого для ремонта фонаря, наносят оптический
«узор» по технологии, применяемой при ремонте стекол фар. Нужную форму
заготовкам придают либо вручную, нагревая их электрофеном, либо (при сложном
профиле поверхности) вакуумным прессованием. Восстановленный колпак приклеивают
к корпусу фонаря полиуретановым герметиком или молекулярным клеем.

Плюсы и минусы

У отремонтированных стекол фар есть и преимущества, и недостатки. Например,
они лучше выдерживают удары камней, хотя при этом быстрее царапаются и
мутнеют. Там, где стекло разлетелось бы, оргстекло только потрескается.
Обычные стекла «противотуманок» менее стойкие к термическим «ударам» –
разогретые мощными галогенными лампами, они часто лопаются при попадании
холодной воды или снега. Пластиковые стекла подвержены этому в меньшей
мере, хотя могут деформироваться при чрезмерном нагреве. Вот почему мастера,
ремонтирующие автооптику, предупреждают заказчика о нежелательности установки
в фарах ламп, мощность которых превышает рекомендованную заводом-изготовителем
(например, 90 – 100 Вт вместо 55 – 60 Вт).

Услуги и расценки

Стоимость ремонта автооптики зависит от размеров и характера повреждений,
определяющих объем восстановительных работ. Цена склейки трещин определяется
длиной шва, причем это не зависит от марки машины. Стоимость изготовления
1 см кв. фрагмента либо всего стекла фары или фонаря пропорциональна сложности
его формы. Например, новая «противотуманка» для Mercedes (124 кузов, объем
двигателя 5,0 л) стоит до $140 – 200, а изготовленная из оргстекла – около
150 грн. Ремонт трещин стекла фары в Grand Cherokee обойдется примерно
в 190 грн., ремонт корпуса «противотуманки» – около 200 грн.

 Стоимость
ремонта автооптики
ОперацияСтоимость работ, грн.
Склейка трещин корпусов и стекол, 10-сантиметровый шов12 – 18
Замена или изготовление фрагмента стекла фары или колпака
фонаря, 1 см кв.
1,2 – 3,24
Сварка или наращивание креплений корпуса, 1 шт.12 – 48
Полировка стекла50 – 80

Владимир Корницкий
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО «Веста» за помощь в подготовке
материала