X

Пробуем на зуб

Как испытать автомобиль перед покупкой.

Как испытать автомобиль перед покупкой.

После внешнего осмотра подержанного автомобиля, облюбованного для покупки, не менее важно проверить его на ходу. О визуальном этапе выбора машины мы рассказывали в «АЦ» № 24’2006, а сегодня вы узнаете, как испытать ее в действии. Ведь вы собираетесь на автомобиле именно ездить, а не смотреть на него, не так ли?

Управляя автомобилем, каждый водитель воспринимает его по-своему, но на некоторые особенности поведения машины нужно обязательно обратить внимание.

Как ни парадоксально, но одним из первых помощников при пробе автомобиля «на зуб» будут… уши. Поэтому во время испытательной поездки важно выключить радио и вежливо попросить продавца помолчать. Маршрут движения продумайте заранее, предусмотрите и ровные, свободные от других машин участки, и отрезки с разбитым дорожным покрытием. Хорошо, если близко к дороге будут расположены строения или высокие заборы – отраженный от них звук даст вам дополнительную информацию. При оценке ходовой части небольшой отрезок пути нужно проехать с открытыми окнами.

 Поехали!

Исправный прогретый двигатель должен заводиться с первой попытки, стартер включаться без скрежета и бесшумно выключаться сразу после начала работы мотора и отпускания ключа зажигания.

Запустив мотор, не спешите ехать – прислушайтесь к автомобилю, погоняв двигатель на разных оборотах. Нажатие на педаль тормоза и сцепления не должно вызывать изменения оборотов двигателя; дополнительные звуки обычно предвещают скорую замену выжимного подшипника и дисков сцепления. После включения передачи при работающем двигателе и выжатом сцеплении машина не должна начинать движение, все перемещения рычага КП при этом должны быть легкими.

Многие недостатки трансмиссии выявляются при трогании с места. Это нужно проделать несколько раз, работая педалями газа и сцепления с разной скоростью и включая поочередно то первую, то заднюю передачи. Увеличенные зазоры в КП, редукторе, шарнирах и сочленениях трансмиссионных валов выдадут себя звонким стуком или глухим ударом. В переднеприводном автомобиле стоит вывернуть колеса в одно из крайних положений – хруст при начале движения укажет на износ ШРУСов. Неисправности привода сцепления прежде всего проявляются невозможностью плавного переключения передач и трогания.

 Ускоряемся и замедляемся

Обороты двигателя при разгоне должны возрастать прямо пропорционально увеличению скорости движения, в противном случае следует быть готовым к недешевому ремонту пробуксовывающего сцепления или фрикционов автоматической КП. Если при разгоне удерживать обороты двигателя в диапазоне 2500–4000 тыс. об/мин, интенсивность ускорения должна быть приблизительно одинаковой, без рывков, провалов и резких подхватов. У двигателей с наддувом, однако, даже при исправной турбине существует так называемая «турбояма» (относительно слабая тяга на оборотах до 2,5-3,0 тыс.).

При переходе от разгона к движению накатом при включенной передаче не должно ощущаться рывков и стуков. Пользуясь тормозами, можно продиагностировать не только их, но и ходовую часть. Легко коснувшись тормозной педали, прислушайтесь – в этот момент люфты в подвеске могут проявиться щелчками и стуком. Плавное нажатие педали должно сопровождаться равномерным замедлением машины, ее увод в сторону просигнализирует о неисправности одного или нескольких тормозных механизмов, а также главного цилиндра гидропривода. Если при работающем двигателе нажимать на педаль несколько раз подряд, усилие каждого нажатия и ход педали должны быть одинаковыми. Вибрации на педали или руле выдадут деформацию тормозных дисков, скрежет обычно свидетельствует об износе колодок.

 Двигаемся ровно

Движение по ровной дороге на одной скорости даст «испытателю» мало информации. Но проехав (разумеется, в пределах разумного) по ямам, стыкам и трещинам в асфальте, можно услышать, как «звучит» подвеска. У исправного автомобиля при преодолении неровностей могут быть слышны только глухие звуки от контакта колес с возвышениями и углублениями дорожного покрытия. Прочее акустическое сопровождение требует детального рассмотрения специалистами-«ходовиками». Скрип отделки салона на мелких ямках не так страшен, как при проезде крупных неровностей, когда это может быть результатом «скручивания» ослабленного коррозией кузова.

О нештатной работе амортизаторов свидетельствует раскачка машины после преодоления крупных неровностей или частый дробный стук при проезде серии мелких дефектов на асфальте. Гул из-под днища – как правило, ровный, но меняющий тон в зависимости от скорости и положения акселератора – говорит об отклонениях в работе редуктора главной передачи или карданного вала. Отработавшие свое подшипники колес издают похожий, но циклический звук, который не исчезает при переходе в накат с выключенной передачей.

Хорошо, когда на участке шоссе без поперечных уклонов машина идет ровно, даже если водитель отпустит руль. Увод в сторону может означать как элементарное нарушение углов установки передних колес или износ шин, так и деформацию кузова или деталей ходовой части.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка