X

Ремонт кузовов: Второе рождение

Сильно поврежденные кузова с нарушенной геометрией силового каркаса вытягивают и правят. На фирменной СТО «Нико Украина» это делают с помощью стенда Celette, укомплектованного всевозможными сменными захватами, кронштейнами, что позволяет восстанавливать кузова любых моделей данной марки.

Сильно поврежденные кузова с нарушенной геометрией силового каркаса вытягивают и правят. На фирменной СТО «Нико Украина» это делают с помощью стенда Celette, укомплектованного всевозможными сменными захватами, кронштейнами, что позволяет восстанавливать кузова любых моделей данной марки.

Ликвидация последствий ДТП в фирменном автосервисе

К сожалению, от ДТП не застрахован ни один автовладелец. Теоретически, для решения кузовных проблем можно обратиться и в обычную мастерскую, где готовы ремонтировать автомобили любых марок. Но даже самым опытным специалистам «универсального автосервиса» не под силу выполнить ремонт на «пять с плюсом» по очень простой причине – нет специализированной оснастки, заводской документации и опыта рихтовки металла кузовов данной марки. Располагают всем этим только фирменные, т.е. дилерские СТО. Именно здесь используются технологии, гарантирующие восстановление геометрии кузова и минимальное снижение его жесткости, наносится эффективная антикорзащита, обеспечивается точный подбор краски и установка требуемых зазоров между кузовными деталями. Немаловажно и то, что применение высоких технологий не увеличивает стоимость и время ремонта. Кроме того, на восстановленный в таких условиях новый автомобиль сохраняется гарантия автопроизводителя.

Чтобы увидеть, как работают подобные кузовные участки, мы отправились на фирменную СТО Mitsubishi компании «Нико Украина».

Менять или рихтовать?

Ремонт поврежденного в ДТП кузова часто начинается с поиска ответа на вопрос, рихтовать детали или заменить их новыми. Относительно легкосъемные – крылья, филенки дверей, панели капота и багажника – обычно меняют. Если крыша или боковины восстановлены с точным соблюдением предписанной автопроизводителем технологии, они выглядят как новые. Однако характеристики металла становятся другими, что в зависимости от вида детали может негативно отразиться на жесткости кузова. Поэтому все факторы анализируются и согласовываются с заводской технологией, на основании чего принимается решение, какие детали менять, а какие восстанавливать (рихтовать, вытягивать).

Рихтовка применима далеко не при каждом виде повреждений, а замена деталей возможна всегда. В тех случаях, когда можно использовать оба способа ремонта, окончательное решение принимается с учетом пожеланий клиента и страховой компании. Автовладельцы обычно просят установить на машину новые детали. Часто это действительно лучше, однако бывают и исключения. Например, когда для полной замены детали приходится переустанавливать расположенное рядом с поврежденным участком вклеенное в кузов стекло. Это увеличивает время ремонта (возрастает объем работ), а в смету расходов вносится перечень дополнительно используемых материалов – уплотнителей, клея, краски, лака. В итоге стоимость работы может значительно увеличиться.

Если принимается решение заменить поврежденный участок, данную деталь меняют целиком далеко не всегда. Обычно из поставляемой в запчасти крупной детали (например, боковины) вырезают только нужный фрагмент. Причем линию обреза делают так, чтобы ее длина была минимальной. Благодаря этому при установке сварочный шов получится коротким, соответственно, исключается перегрев металла, при котором возможна деформация поверхности деталей.

Демонтируют поврежденные части путем высверливания точек контактной сварки. Для этого применяются специальные фрезы, которые не повреждают антикоррозионное покрытие вокруг места сверления. Иногда применяют и тонкое зубило. Подготовленную новую деталь или ее фрагмент подгоняют по месту. Это делают очень осторожно, чтобы во время многократных примерок не повредить лакокрасочное покрытие. Для этих же целей края деталей оклеивают защитным скотчем.

При профессиональном ремонте кузовов используется контактная сварка, которая обеспечивает необходимую прочность соединений, сохраняет защитное покрытие, исключает перегрев металла и изменение его структуры и формы. Но если клещи подобного сварочного оборудования применить невозможно, например, из-за осложненного доступа к тыльной стороне планируемого сварочного шва, используют самую щадящую из дуговых видов сварки – в среде углекислого газа, так называемый полуавтомат. Им же сваривают лицевые стыки, когда нужно наложить сплошной шов. А чтобы исключить или свести к минимуму коробление (деформации), шов «ведут» с двух сторон: поочередно проваривают короткие отрезки то с одной, то с другой стороны, продвигаясь от края стыка к центру. Абсолютно аккуратный шов наложить невозможно, поэтому он требует последующей обработки шлифмашинкой и шпаклевания. Защиту шва от коррозии обеспечивают предварительным грунтованием.

Художники по металлу

Высококвалифицированные рихтовщики фирменной СТО Mitsubishi компании «Нико Украина» способны творить чудеса, возвращая порванному и пожеванному в авариях металлу его прежнюю форму. Некоторые дорогостоящие элементы кузова – например, двери – чаще рихтуют, нежели меняют. При необходимости перед рихтовкой дверь разбирают, отделяя внутренние панели, брус безопасности, а иногда и рамку стекла.

Изначально на деформированной в ДТП детали восстанавливают ребра жесткости и подштамповки, потом выравнивают плоскость (поверхности). В процессе этой операции толщина металла может уменьшиться (например, с 0,8 мм до 0,6 мм). Более того, часто это сопровождается «вздутием» плоскости. Избавляются от вздутий путем нагрева металла по специальной технологии – двигая горелку или электронагреватель по спирали и рихтуя деталь в «горячем виде». Остывая, сталь «вспоминает» прежнюю форму и «садится» – «живот» втягивается.

Очень трудоемок ремонт «рваных ран» и пулевых отверстий. Причина та же – из-за вытягивания металла в местах таких повреждений образовываются значительные выпуклости и нахлесты. Заварить пробоины гладкой заплатой нельзя – из-за длинного сплошного шва металл обязательно «поведет», а отрихтовать поверхность по следу сварочного аппарата невозможно. Поэтому при данных повреждениях деталь или ее фрагмент подлежат замене.

При необходимости «вытащить» небольшую вмятину или «поплывший» шов в местах, куда завести инструмент изнутри невозможно, на фирменном сервисе используют еще одну интересную технологию. С внешней стороны специальным пистолетом приваривают слоты – медные «гвоздики», за которые потом тянут металл с помощью инерционного молотка.

Кузова на вытяжке

Сильно поврежденные кузова с нарушенной геометрией силового каркаса вытягивают и правят. На фирменной СТО «Нико Украина» это делают с помощью стенда Celette, укомплектованного всевозможными сменными захватами, кронштейнами, что позволяет восстанавливать кузова любых моделей данной марки. Это еще одно преимущество фирменных СТО по сравнению с универсальными мастерскими, работники которых вынуждены обходиться универсальной или приспособленной оснасткой от машин других марок.

Согласно технологическим картам кузов «привязывается» к системе координат плиты-основания. Контрольные точки выставленного на плите кузова должны совпадать с определенными метками основания. Зафиксированный на плите кузов должен касаться ее поверхности в предписанных точках. Правильность геометрии в трех плоскостях контролируется с помощью шаблонов-кондукторов.

При выявлении отклонений в размерах на этом же стенде кузову возвращают правильную форму: механические и гидравлические устройства будут медленно вытягивать и выдавливать деформированные элементы.

 Технология ремонта

Игорь Широкун
Фото Владислава Бойко и Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО фирмы «Нико Украина» за помощь в подготовке статьи