X

С шипами или без?

Существует внутренняя классификация зимних покрышек для разных условий эксплуатации. Кроме того, надо знать некоторые особенности применения этих шин.

Существует внутренняя классификация зимних покрышек для разных условий эксплуатации. Кроме того, надо знать некоторые особенности применения этих шин.

Существует внутренняя классификация зимних покрышек для разных условий эксплуатации. Кроме того, надо знать некоторые особенности применения этих шин.

Определить тип зимней резины проще всего по индексу скорости. Если индекс «допускает» езду на скоростях более 200 км/ч (например, H – до 210 км/ч), шины «европейские», если до 170 км/ч – «арктические».

Зимние медленее?

Многие утверждают, что на зимних шинах допустимо ездить намного медленнее, чем на летних. Однако реальная ситуация немного иная. Существует неофициальная классификация зимних шин, по которой они делятся на «европейские» и «арктические» (или «северные»). Первые, как правило, имеют индекс, позволяющий ездить со скоростью, превышающей 200 км/ч (к примеру, Н – до 210 км/ч), а вторые – до 160 (Q) или до 170 (R) км/ч. То есть «еврорезина» по своим скоростным возможностям сравнима со многими моделями летних шин.

Только «европейские» зимние шины по своим скоростным возможностям идентичны некоторым моделям летних шин.

Однако это не означает, что указанные скорости можно развивать на любых дорогах. Данный их диапазон возможен зимой только при движении по сухому асфальту. В зимних дорожных условиях (лед, снег) даже зимние шины не способны настолько цепко держаться за дорогу, чтобы обеспечивать устойчивость, управляемость и короткий тормозной путь на высоких скоростях.

Расшифровка индексов скорости

Условное обозначение

Макс. допус­тимая скорость, км/ч

J

100

K

110

L

120

M

130

N

140

P

150

Q

160

R

170

S

180

T

190

U

200

H

210

V

240

W

270

Y

300

Z

Свыше 300

Зачем нужны разные типы зимних шин?

Климатические условия в северной, южной и центральной частях Европы и Америки существенно отличаются. На севере этих континентов температура практически всегда гораздо ниже отметки «ноль», а снегопады – обычное явление. Соответственно, для езды в такую погоду производят шины с улучшенными свойствами на льду и снегу – это так называемые «арктические», или «северные», шины (шипованные и нешипованные). Технологически это обеспечивается целым рядом методов: в состав резины протектора вводят специальные компоненты для сохранения эластичности при минусовой температуре; делают плотную нарезку ламелей (прорезей, образующих режущие кромки, цепляющиеся за микронеровности льда); устанавливают шипы; для лучшего продавливания снега и ледяной корки плечевые блоки делают угловатыми.

Производство разных типов зимней резины обусловлено климатическими и дорожными особенностями их эксплуатации.

Но на асфальте в теплую погоду зимнее «вооружение» ухудшает ряд характеристик покрышек. Поэтому «арктические» шины не совсем подходят для Центральной Европы, где протектор должен хорошо выполнять свои функции и на асфальте. Совместить эти характеристики в одном изделии очень сложно, и разработчикам шин для Европы приходится жертвовать их «зимними» свойствами, более того, отказаться от шипов, которые на дорогах Центральной и Южной Европы законодательно запрещены.

Зато зимняя еврошина намного лучше ведет себя на асфальте как при минусовой, так и при плюсовой температуре. Конструктивно это достигается в основном за счет менее плотной нарезки ламелей и иного состава резиновой смеси протектора.

Какие шины лучше?

Какие зимние покрышки лучше для Украины – «европейские» или «арктические», шипованные или нешипованные? Однозначного ответа быть не может. Выбор зависит от многих факторов – в каком регионе будет эксплуатироваться шина, в каких условиях (на очищенных или неочищенных дорогах), какие скоростные режимы и стиль езды предпочитает водитель и т. п.

Подбирайте шины, исходя из условий их эксплуатации в определенном регионе.

Сразу же отметим, что если сравнивать между собой «арктические» зимние шины – шипованные и нешипованные, то негативное отношение к первым не совсем оправданно. По результатам тестов зимних покрышек, шипованная резина по сравнению с нешипованной «арктической» демонстрирует лучшие характеристики не только на льду, но и в ряде испытаний на асфальте (см. «АЦ» № 41). Например, шипованные покрышки на асфальте лучше тормозят. Почему так происходит? Все очень просто. Стремясь улучшить показатели сцепных свойств на льду, инженеры-шинники сделали протектор нешипованных «арктических» шин чрезмерно мягким и эластичным. А их конкурентам выигрыш на асфальте обеспечили жесткие блоки, в которых установлены шипы.

Если же сравнить свойства «арктических» и «европейских» покрышек, то на льду и снегу практически всегда лучше первые, а на асфальте – вторые.

Направление вращения колеса не должно меняться.

Так какие же шины приобретать? При езде по хорошо очищенным дорогам можно обойтись и нешипованными. Если же снег с улиц не убирают и они превращаются в каток или приходится часто ездить по трассам, то лучше отдать предпочтение «шипам».

С определенной долей погрешности можно дать следующие рекомендации для Украины:

  • южные регионы – «европейские»;
  • центральные, восточные, западные – «арктические» шипованные или нешипованные;
  • северные – «арктические» шипованные.

 

Как устанавливать прошлогоднюю шину?

После установки шипованных шин их на протяжении 500 км нужно обкатать в режиме спокойной езды.

Ошипованную шину с ненаправленным рисунком протектора нужно установить так, чтобы она вращалась в ту же сторону, что и в прошлом сезоне. Обусловлено это тем, что край установочного отверстия шипа во время его работы сминается только с одной стороны. Если изменить направление вращения колеса, шип начнет деформировать противоположный край, отверстие увеличится, шип получит дополнительную свободу и, расшатавшись, очень скоро выпадет.

Направление вращения колеса не должно меняться.

 

Новые шипы вместо выпавших

В изношенном протекторе остаточная высота шипов мала, поэтому новый шип на их место нормально не станет.

Стоит ли вместо выпавших шипов устанавливать новые – вопрос довольно интересный. Новый шип в старом гнезде больше выступает из протектора, а если его посадочное гнездо сильно изношено, он очень быстро выпадет. Но если износ высоты протектора небольшой, то уменьшить вероятность потери нового шипа можно путем правильного его подбора. В «бэушную» годичную резину с разбитыми гнездами лучше всего устанавливать двухфланцевые шипы с утолщенной верхней частью. И еще один важный момент – перед установкой нового шипа гнездо под него следует тщательно очистить от грязи. В противном случае шип нормально не станет на место, а грязь как абразив ускорит износ гнезда и потерю шипа.

Новые шипы можно установить вместо выпавших, если протектор шины не очень изношен, т. е. после одного зимнего сезона эксплуатации.

Юрий Дацык
Фото из архива редакции и Lasse Allard