X

СГПО: Цена страховки

До начала действия Закона об обязательном страховании ГПО осталось чуть больше месяца. Но до сих пор не известна даже стоимость полиса. Этот и другие вопросы сейчас обсуждают участники рынка.

До начала действия Закона об обязательном страховании ГПО осталось чуть больше месяца. Но до сих пор не известна даже стоимость полиса. Этот и другие вопросы сейчас обсуждают участники рынка.

До начала действия Закона об обязательном страховании ГПО осталось чуть больше месяца. Но до сих пор не известна даже стоимость полиса. Этот и другие вопросы сейчас обсуждают участники рынка.

По каким правилам будут работать страховые компании (СК) на рынке обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (СГПО), еще неизвестно им самим. Ведь пока не определены размер базового тарифа, лицензионные условия для компаний-участников, порядок выплат возмещений и многое другое. В не меньшей степени эти вопросы волнуют и нас, будущих клиентов. Ведь от размера базового платежа будет зависеть стоимость полиса (см. таблицу), от лицензионных условий – надежность страховщиков, а порядок возмещения убытков определит вероятность получения возмещения пострадавшим в ДТП. Как показала дискуссия, страховщикам не терпится начать работу, но чересчур низкие базовые тарифы и жесткие условия лицензирования подходят не всем. В то же время клиенты не готовы платить слишком большие деньги за страховку – ведь сегодня полис гражданской ответственности владельцев транспортных средств стоит 70 – 100 грн. Впрочем, некоторые страховщики обещают, что всеобщее страхование обеспечит большую защищенность пострадавшего в ДТП, отсутствие проблем при судебном урегулировании его последствий и даже снижение цен на запчасти и услуги станций техобслуживания.

 О готовности нормативной базы 

Иван Угрин
Заместитель директора департамента Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг

1 января 2004 года одновременно с Законом должны вступить в силу более десятка нормативно-правовых актов разного рода. Некоторые документы, входящие в компетенцию Кабмина, готовит наша комиссия. Другие разрабатываются МТСБУ и подаются на утверждение комиссии, на что требуется 1-1,5 месяца. Но многие документы к нам еще не поступили, то есть их принятие под угрозой срыва. Базовый тариф в размере 323 гривни Госкомиссия отклонила из-за того, что его расчеты не соответствуют существующему законодательству. Недавно поступило предложение принять другой базовый тариф – 291 гривня, и мы его рассматриваем. Но чтобы страхование гражданской ответственности стало обязательным с 1 января 2005 года, всем разработчикам нормативных документов необходимо активизировать свою деятельность.

 О базовом тарифе  

Александр Филонюк
Президент Лиги страховых организаций Украины

Страхование гражданской ответственности воспринимается населением неоднозначно. Хотя оно необходимо именно гражданам, их отношение к СГПО будет зависеть от работы страховщиков. Один из самых дискуссионных вопросов – базовый тариф. Его размер в 323 гривни рассчитывался специалистами и не должен подвергаться сомнению. На мой взгляд, этот платеж даже меньше реального, который смог бы обеспечить страховой компании выполнение своих обязательств. И есть большие сомнения, что Моторное бюро и страховщик смогут выплачивать возмещения в случае, когда базовый тариф будет ниже данной суммы.

 О базовом тарифе  

Анатолий Иванцив
Генеральный директор СК «Киев-Энерго-Полис»

При размере базового тарифа в 291 гривню можно начинать работу по этому виду страхования. Более реальный тариф можно будет утвердить спустя год после начала действия Закона. А сегодня нужно заниматься не менее важными вопросами по страхованию гражданской ответственности.

 О базовом тарифе  

Галина Пишакова
Председатель правления «Украинской транспортной страховой компании» (UTICO)

Наша компания уже несколько лет работает на рынке страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Тарифы на этот вид услуг достаточно низкие. А убытки довольно высокие, причем около 30% клиентов фальсифицируют страховые случаи. Так что СГПО – это большой труд для страховщика, а не легкие деньги, как думают некоторые депутаты. И на нас лежит очень серьезная ответственность. Только самые смелые и подготовленные компании могут позволить себе заниматься этим видом страхования. Я склоняюсь к тому, что тариф размером в 291 гривню не отвечает взятым страховщиками обязательствам, поэтому поддерживаю тариф 323 грн.

 О базовом тарифе  

Александр Миколенко
Начальник отдела автострахования АСК «ИНГО Украина» (бывшая «Остра-Киев»)

На начальном этапе работы по СГПО затраты будут большими – надо набрать и обучить людей. Поэтому несмотря на то, что по законодательству расходы на ведение дел должны составлять не более 20% премии, в первый год они потребуют около 50% собранных средств.

 Об условиях участия страховых компаний  

Олег Спилка
Председатель правления НАСК «Оранта»

Опыт России свидетельствует, что для небольших компаний, которые охватили всего 2-3% рынка, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.оказалось убыточным. В Украине подобные компании смогут проработать всего 3-4 месяца, а потом уйдут с этого рынка, и по их обязательствам придется платить Моторному бюро из фондов остальных страховщиков, которые останутся работать на нем.

 Об условиях участия страховых компаний  

Анна Морозова
Заместитель председателя правления «Топливно-энергетической страховой компании»

Чтобы выплачивать возмещения, надо сначала собрать премии. Страховщики виновны в том, что при расчете базового платежа не учли все нормы законодательства. Но и комиссия не имеет права затягивать его утверждение. Кроме того, при выработке лицензионных условий нельзя выдвигать неправомерные требования, не закрепленные в Законе «Об обязательном страховании…», например, наличие сети представительств во всех регионах страны. Ведь их можно будет обжаловать в любом суде.

 О последствиях обязательного страхования СГПО 

Юрий Лахно
Президент УСК «Гарант-Авто»

Если спросить о целесообразности введения этого Закона у разных людей, то водитель может выступать против, зато пострадавший в ДТП – за. В Украине живет 47 миллионов человек, и каждый из них может пострадать от источника повышенной опасности, каким является автомобиль. Именно так нужно рассматривать вопрос страхования гражданской ответственности. Но если разрешить всем желающим заняться этим видом услуг, то его идея будет дискредитирована, и через полгода Закон придется отменить. Мы должны проследить, чтобы страховщики были платежеспособны, то есть могли покрыть те риски, которые на себя приняли. Сегодня мы вывели определенный тариф. В будущем он будет меняться. Но даже если в первый год тариф будет несколько завышен, то в Законе предусмотрена жесткая система сохранения резервов, которая даст страховщикам финансовую устойчивость, что позволит в будущем плавно изменять тариф.

Следует учитывать, что с 1 апреля 2005 года любой человек, пострадавший в ДТП, имеет право подать заявление о возмещении в Моторное бюро. А если тариф будет составлять 100 гривен, страховщики не захотят работать на этом рынке, и резервы Моторного Бюро не наполнятся.

По нашим подсчетам, в Украине каждый год происходит не 40 тысяч ДТП, как это отражено в официальной статистике, а 250 – 300 тысяч. Если такое количество происшествий будет проходить через суды, то они не смогут справиться, и в стране возникнет большая социальная напряженность.

Сегодня виновник ДПТ нередко определяется под давлением одной из сторон, но после вступления в силу Закона об обязательном страховании гражданской ответственности виновника будут искать страховые компании, причем цивилизованными методами. Таким образом, Закон будет прививать культуру поведения в сложных ситуациях.

Еще один положительный аспект всеобщего страхования. Сейчас стоимость фирменной запчасти на СТО может быть вдвое выше, чем на аналогичную в соседнем магазине или другом городе. Частное лицо не в состоянии бороться с этим! А если СК начнут платить за ремонт, то они вместе повлияют на рынок, и стоимость запчастей и услуг снизится. Такое уже произошло в Польше и должно свершиться в Украине.

 О последствиях обязательного страхования СГПО 

Петр Галаса
Генеральный директор УЦПЗ «Эксперт-Сервис»

Незастрахованный водитель сегодня предоставлен сам себе – он должен взаимодействовать с милицией, судом, остальными участниками ДТП. В настоящем расследовании дела никто не заинтересован – ведь для этого надо проводить экспертизу, которая стоит дорого. А если стороны застрахованы, за установление истины и экспертизу будут платить страховщики, чтобы выяснить, кто должен компенсировать ущерб в несколько тысяч гривен. Таким образом появится стимул для улучшения работы аварийных комиссаров, создания нового программного обеспечения для экспертов и т. д.

 Мнение вдогонку  

Татьяна Сысоева
Генеральный директор СК «Континент»

Сегодня можно смело утверждать, что несмотря на оживленную дискуссию вокруг введения обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств бесспорным остается одно – неизбежность такого шага. На данном этапе можно прогнозировать временную отсрочку вступления в силу соответствующего Закона, поскольку не решены ключевые вопросы – в частности, какая стоимость данного полиса может сделать его выгодным как для владельцев автотранспортных средств, так и для страховщиков. Cтатистика выплат по СГПО красноречиво свидетельствует о том, что данный вид страхования является одним из самых убыточных для компаний, и это должно быть учтено при формировании тарифа. Сюда же следует добавить, что наряду с «автогражданкой» на рынке останутся другие виды страхования, которые защищают интересы автовладельцев – например, КАСКО. К сожалению, пока тенденции к уменьшению количества угонов, хулиганств и ДТП не наблюдается и актуальность полиса КАСКО остается высокой.

С другой стороны, введение обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств послужит дополнительным стимулом для развития страхового рынка – постепенно в этом секторе останутся только те, кто в состоянии предоставлять качественные услуги.

 Расчетная стоимость полиса СГПО*
Категория владельца автомобиляВозможный базовый тариф, грн.
100291323
Пенсионер, владелец ВАЗ-2107, 1,5 л79230256
Владелец ВАЗ-2107, 1,5 л158460511
Владелец Nissan Maxima 3,0 л2489131015
* Полис сроком 1 год на один автомобиль и одного владельца – жителя г. Киева с водительским стажем 3 – 10 лет

Подготовил Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича
По материалам «круглого стола», организованного газетой «Экономические Известия»